Архив   Авторы  
Фотограф Леонар Джанадда (слева) на Красной площади в 1957 году. В ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка сделанных им тогда работ

От лица советского...
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

Выставка Леонара Джанадды в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина

 

Что это - неизвестная профессиональная съемка Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, не опубликованная потому, что редактор опасался скандала? Съемка западного репортера, увидевшего жизнь за железным занавесом? Сегодня при взгляде на фотографии Леонара Джанадды, сделанные им на молодежном фестивале, трудно представить, какие политические страсти разгорелись вокруг этих снимков в Швейцарии тех лет.

Вообще-то прежде всего скандал разгорелся вокруг фестиваля. Атмосфера накалилась настолько, что швейцарскую делегацию по возвращении из Москвы на вокзале в Цюрихе встречали манифестации протеста и… камни. Дело дошло до того, что, желая предотвратить драку, полиция один из поездов отправила в Баден, а пассажиров другого спрятала под сиденьями от летящих булыжников. Причина была проста. Для независимых наблюдателей казалось очевидным, что Хрущев использует международный фестиваль в своих политических целях. Осенью 1956 года советские танки вошли в Венгрию, подавив восстание в Будапеште. Разумеется, результатом стало вовсе не укрепление авторитета страны, а усиление антисоветских настроений. Для Хрущева молодежный фестиваль был просто находкой. Как мы сегодня сказали бы, промоакцией по продвижению бренда СССР как государства мирного, открытого, изменившегося по сравнению со сталинскими временами. Неудивительно, что в мире отношение к фестивалю было очень неоднозначным.

Но намерения сильно разошлись с результатами. Советские лидеры сами себя перехитрили. Фестиваль, задуманный как агитка, пыль в глаза Западу, стал потрясением для молодежи внутри СССР. Почти все нонконформистское искусство 1970-х вышло из "шинели" фестиваля 1957 года. Выставка абстракционистов, живой диалог со сверстниками других стран, восторг от ощущения рухнувших границ захлестывали и тинейджеров, и двадцатилетних, и их старших братьев. Захватывали зрелище иной жизни, экзотика чужих нарядов, теплота улыбок и прикосновения рук, ощущение свободы и влюбленности…

Фотографии Леонара Джанадды, тогда 22-летнего швейцарского студента, подрабатывающего в качестве фоторепортера для еженедельника L'Illustre, ярко свидетельствуют о фестивальном ажиотаже. На снимках - Крымский мост, запруженный народом. Мальчишки и мужчины забрались даже на идущие вверх дуги моста. Парочки на скамейках, прячущиеся от камеры в объятиях друг друга. "Лужники", где на трибунах складывают слово "МИР" на разных языках. Даже у Царь-пушки в Кремле ночью - танцы… Впрочем, меня цепляет другой кадр. Леонар снимает солдат в фуражках, сидящих в грузовике. Большинство стараются не замечать фотографа. Но один из второго ряда смотрит, чуть улыбаясь, прямо в камеру. Для него красавец парень в красной кожаной куртке с кофром и отличным швейцарским фотоаппаратом - почти инопланетянин. Объясниться с ним никак нельзя. Да и не выскочить из грузовика. И потому улыбка - словно архивированный файл, в котором сжато невиданно много. Детское изумление, сдержанность достоинства, сожаление о не встрече, надежда остаться на снимке, который он никогда не увидит…

Уникальность безымянного - это то, что сохранили лучшие фотографии молодого Джанадды. Фотография становится тут именем. Точнее, заменяет его. Ярче всего это проявляется в портретах. Например, пожилой дамы, сидящей летним вечером на скамейке, в черной шляпке, пальто и полусапожках. Рядом палочка-клюка. Неподалеку - медные трубы духового оркестра. Она смотрит в камеру без улыбки и кокетства. Взглядом человека, знающего про ХХ век все.

Собственно, эта выставка тем и интересна. Она дает возможность вспомнить то, что мы забыли. Прочесть историю заново - без гнева и пристрастия, с любовью и печалью.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера