Архив   Авторы  
«Детство. Отрочество. Юность» начинается с работ мастеров эпохи Возрождения и заканчивается «детскими каракулями» художников-примитивистов века двадцатого

Куда приходит детство
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

К 100-летнему юбилею ГМИИ имени Пушкина подготовил выставку «Детство. Отрочество. Юность»

 

Две недели назад в основном здании Государственного музея изобразительных искусств поселилась обширная ретроспектива французской графики, так что не менее масштабное мероприятие с толстовским заглавием «Детство. Отрочество. Юность» организаторам пришлось проводить по соседству. Обосновавшись в стенах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, выставка, которая продлится до 13 февраля, заняла сразу два этажа — иначе произведения Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки, национального музея Прадо в Мадриде, лондонских Тейт Модерн и музея Виктории и Альберта, парижского д'Орсэ, дрезденского собрания Галереи старых мастеров и, разумеется, самого ГМИИ банально бы не поместились.

О том, что к инфантильной теме подошли со свойственной взрослым ответственностью, говорит и список участников, и пестрота использованных приемов. Хрестоматийные полотна Боттичелли и Ван Дейка, открывающие экспозицию, продолжаются портретами Репина и Серова, чтобы окончить рассказ авангардом XX века и — что Пушкинскому совсем уж в новинку — современной фотографией: кэрролловская Алиса, снятая на пленку самим писателем, здесь соседствует с фотосерией про «Алису в стране чудес» (автор Клавихо-Телепнёв), отпечатанной уже в этом году. Устройство выставки по хронологическому принципу кажется едва ли не единственно уместным: подобно тому, как растет и развивается ребенок, со временем менялось и его место в художественном мире. Не случайно «Детство. Отрочество. Юность» начинается с работ мастеров эпохи Возрождения — до этого на картинах дети изображались довольно условно, являя собой один лишь образ незапятнанного мирскими невзгодами младенца. Даже не важно было, кто, собственно, нарисован — Иисус или Амур. По мере того как художники стали уделять больше внимания ребенку не мифологическому, но реальному, тот сам стал рождать сюжеты один интереснее другого: «Детские игры» Луи Вальта и «Обучение молитве» Андрея Румянцева, «Семейный завтрак» Габриеля Метсю и «Ревизия питомцев воспитательного дома» Василия Калистова, «Балованное дитя» Жан-Батиста Греза и «Мачеха» Фирса Журавлева — даже простое перечисление названий показывает, сколь многогранной показала себя «детская» живопись к концу XIX века. Теме проблемных подростков здесь и вовсе посвятили отдельную маленькую экспозицию: вот «Нищая девочка-испанка» просит милостыню (Евграф Сорокин), вот «Беспризорники» в лохмотьях играют на грязном тротуаре в карты (Самуил Виханский), а это — довольное конопатое личико совсем еще юного еврейского мальчика, получившего свой «Первый барыш» (Людвиг Кнаус). Что до века двадцатого, то он обыгран работами художников-примитивистов— умильные каракули взрослых, решивших вдруг притвориться малышами, хоть и продолжают повествование, но точку в нем не ставят. Думается, в этом смысле детство никуда не уходит. На дворе ХХI век. То ли еще будет...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера