Архив   Авторы  
Благодаря Науму Грановскому, чья выставка открылась в Фотогалерее имени братьев Люмьер, можно узнать, как станция метро "Кропоткинская" выглядела в 50-е годы прошлого века

Уполномочен ТАСС
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

Ретроспектива Наума Грановского - в ЦДХ

 

Наум Грановский, чью большую ретроспективу Фотогалерея имени братьев Люмьер показывает до 18 февраля, - известный репортер ТАСС, который специализировался на архитектурной съемке, прежде всего столицы. Грановский, которому в этом году исполнилось бы 100 лет, снимал Москву более полувека - с конца 1920-х и до смерти в 1984-м. Это его снимок набережной Москвы-реки, сияющей вечерними огнями, долгие годы служил в качестве финальной заставки программы "Время". Фотографии Наума Грановского оказались идеальным символом эпохи.

По идее нужно было бы говорить об эпохах. Но на фотографиях Грановского Москва поздних 1930-х и 1950-х выглядит практически неизменной. Так же прямы магистрали улиц, так же просторна и почти пустынна Манежная площадь, так же эффектен фонтан "Дружба народов" на ВДНХ. Собственно, неизменность композиции, как и взгляд с птичьего полета, с высоты крыш, с которых обычным смертным фотографировать было запрещено до середины 1950-х годов, стали отличительными чертами съемки Грановского. Москва, построенная по лекалам Генплана 1930‑х, выглядит у него городом неизменным, а значит, вечным. Интерес к истории у фотографа возник гораздо позднее, в 1970-е. Тогда Грановский начинает публиковать в "Вечерней Москве" серию "Старое и новое", где стыкует, например, фотографии села Алексеевское и снимок проспекта Мира. Такие серии публиковались, чтобы противопоставить радостное настоящее и неказистое прошлое. Сегодня возникает неожиданный эффект - в перспективе снимков, уводящих в глубь времен, каждое предшествующее время кажется счастливее следующего. Иллюзия, конечно. Но прошлое выглядит тем уютнее, чем жестче настоящее.

Эта часть экспозиции интересна еще и потому, что в ней представлены фотографии, которые автор печатал сам. А Наум Самойлович Грановский, помимо прочего, был известен как один из лучших печатников своего времени. Достаточно сказать, что, когда в 1932 году для украшения Красной площади к параду понадобилось сделать гигантские фотопортреты вождей размером 25х30 метров, печатью портрета Ленина руководил 22‑летний Грановский.

На выставке в ЦДХ можно увидеть работы Наума Грановского, которые стали классикой жанра: будь то вид трех мостов над Москвой-рекой, или Фрунзенская набережная с зыбью набегающей волны на первом плане, или гостиница "Ленинградская", перед которой бодро пыхтит паровоз… Но ретроспектива позволяет увидеть и другого Грановского - лирика, любителя музыки, завсегдатая Третьяковки. Того, кто вставал в пять утра в доме отдыха, чтобы снять озеро в дымке. Того, кто, даже отправляясь в консерваторию, брал с собой фотоаппарат. И снимал памятник Петру Ильичу Чайковскому в круговерти метели...

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера