Архив   Авторы  
В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка Пикассо. Среди гостей на открытии была и супруга Президента РФ Светлана Медведева

Игрок и изобретатель
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

Выставка "Пикассо. Москва" - на Волхонке

 

В ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка из собрания Национального музея Пикассо в Париже, которая продлится до 23 мая и обещает стать центральным событием программы "Год России во Франции и Год Франции в России". 240 работ, в том числе 88 картин, 30 скульптур, более 60 рисунков, а также гравюр, книг, фотографий - самая масштабная ретроспектива великого испанца из всех, которые показывались в России.

"Мастерская художника должна быть лабораторией. Там нет места подражанию, там изобретают. Живопись - это игра ума", - эта декларация Пабло Пикассо многое объясняет. Не только интеллектуализм, жажду эксперимента, дерзость деконструктора, но и спонтанность, импровизацию, временами почти детскую интонацию многих работ легендарного испанца. "Детское" начало, как и игровое, у Пикассо напрямую связано с органическими истоками творчества. С одной стороны, это архаика, те самые знаменитые африканские маски и скульптуры, увидев которые, Пикассо нашел путь к созданию нового языка европейского искусства. С другой стороны, это готовность лепить форму из всего - даже из смятой салфетки или мусора из придорожной канавы. Жан Кокто называл художника "гениальным старьевщиком". Но Пикассо не превращает найденные объекты в "реди-мейды". Для него они - пластический материал, повод для диалога, толчок фантазии. И насколько реальна детская коляска в скульптуре "Женщина с коляской" (1950), настолько условна фигура женщины, адресующая одновременно к строгой геометрии идола и тончайшим украшениям средневековых мастеров.

Как нет дистанции между архаикой и современностью, так нет противоречия между живописью и скульптурой. В давней работе Пикассо "Деревенский танец" (1922) пара застыла в торжественном движении, словно монумент. А скульптурный портрет женщины (1937) создается из листов металла, словно из тетрадной страницы, разрезанной ножницами. Увлекшись после войны керамикой, он развлекается тем, что изменяет только что сошедшие с гончарного круга вазы или бутылки, превращая их в женские торсы. Даже обломок кувшина с ручкой в его руках мгновенно превращается в портрет. Глядя на эти работы, понимаешь, что знаменитое признание: "Мы были реалистами, но в смысле китайского изречения: "я не имитирую природу, я творю, как она", - не кокетство, а констатация факта. Для Пикассо действительно искусство сродни природной стихии. Столь же вольно, непредсказуемо, мощно.

Эти вольность и мощь явились во всей красе в причудливых метаморфозах сюрреалистического периода художника. Благодаря коллекции Щукина в России хорошо знают Пикассо-кубиста. Зато почти неизвестен Пикассо-сюрреалист. На выставке можно увидеть роскошную серию "Купальщиц на пляже" (1928), в которой "сверхреальность", созданная художником, гармонична, покойна, светла. Как ни странно, обращение художника к сюрреализму тесно связано с русской темой в его творчестве. С 1916 года он работает над балетом "Парад" для Дягилева, создавая занавес, декорации, костюмы. Слово "сверхреализм" впервые появится в программе этого балета, написанной Гийомом Аполлинером.

Прорыв к новой поэтической реальности, жажду невозможного Пикассо воплотит в модели памятника Аполлинеру - своему другу, жизнь которого оборвалась в 1918 году. Прозрачная, легкая геометрическая конструкция оказывается пророческим предвосхищением искусства ХХI века, например скульптур Энтони Гормли. Пикассо, этот "гений без пьедестала", творящий, "чтоб только вечность проводить", остался нашим современником, которого нам еще догонять и догонять.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера