Архив   Авторы  
Своей главной гордостью кураторы выставки «Коллективное бессознательное» называют ретроспективу графики Рене Магритта

Неполный сюр
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

В Государственном историческом музее открылась выставка графики знаменитых сюрреалистов

 

«Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений», — так определял сюрреализм его главный идеолог французский поэт и критик Андре Бретон, автор «Первого манифеста сюрреализма». Следуя его заветам, боевые товарищи Бретона вершили великий художественный бунт с целью, казалось бы, недостижимой: освободить человека от оков логики, примирить его подсознание с сознанием, сломать барьер между внешним и внутренним миром. Оккультная философия и психоанализ Фрейда, марксизм и мораль Достоевского, стихи Рембо и Лотреамона — в ход шли любые подручные средства, способные расширить границы обыденности. У сюрреалистов не было четкого свода правил: если Макс Эрнст, воспользовавшись наработками дадаистов, складывал набор привычных образов в мистически беспокойные коллажи, то метафизический реалист Джорджо де Кирико предпочитал спокойные изображения пустынных улиц, скорее пугающие своей отрешенностью.

В этом смысле название экспозиции «Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта» (ее организаторы — кураторская команда InArtis) не больше чем игра слов. Подсознание у каждого художника свое, и каждый выражал его в свойственной лишь ему манере. Скажем, никто, кроме Рене Магритта, не смог бы нарисовать «Глаз», «Женатого священника» (два яблока в масках) или хрестоматийного голубя (на выставке он представлен в офорте «Майский салон»). Никому бы не пришло в голову препарировать иллюстрации популярных романов, чтобы собрать их в книгу гравюр-загадок «Неделя доброты», как это сделал Макс Эрнст (в Москве показана первая часть, «Белфорский лев»). И кто бы из сюрреалистов стал искать образы обнаженных людей в «Морском прибое» вслед за Доротеей Таннинг? Эти люди писали только свой мир, а если и занимались цитированием, то это было самоцитирование.

Большая часть посетителей зала Государственного исторического музея сгрудилась перед работами человека, превратившего сюрреализм в поп-культуру, — и по обыкновению картины Дали ведут буйный, страстный диалог друг с другом. «Роза» напичкана знаменитыми комодными дверцами, а куски мяса на гравюре «Обеды Гала» красуются на фоне репродукции «Тающее время» . Особняком висят разве что мрачные произведения Ханса Руди Гигера: современные кошмары дизайнера фильма «Чужой», исповедующие жанр фантастического реализма, несмотря на очевидную наследственность, кажутся лишним звеном в этом хороводе кислотных сновидений. Особенно если учесть, что, единожды попав на глаза зрителю, они автоматически закрепляются и в его подсознании.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера