Архив   Авторы  
Архаичная образность наива неизменно покоряет зрителей

Простота — страшная сила
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

Открылась выставка «О наивном и вечном на Земле»

 

Эта камерная выставка — лишь часть Фестиваля коллекций современного искусства. Он проходит в Москве уже в пятый раз, захватывая все больше выставочных площадок, и позволяет оценить взгляд коллекционеров на актуальные художественные практики. К ним теперь уверенно относят и то искусство, которое раньше называли «примитив», а ныне именуют наивным. Пожалуй, именно оно дало больше всего поводов для разговоров на нынешнем фестивале, в котором участвует еще и музей-заповедник «Царицыно» с экспозицией «В поисках утраченного времени. Современный русский наив». Связь двух выставок очевидна: и здесь и там речь идет о взаимодействии современной культуры и ее фольклорных форм.

Хай-тековский зал фонда поддержки визуальных искусств Елены Березкиной «Эра» согрели уютные, абсолютно рукотворные, чуть корявые, как и полагается для «наивов», творения четырех авторов из двух частных собраний. Здесь живопись и деревянная скульптура патриархов русского наива — «сказительницы» Елены Волковой, «крестьянина» Александра Суворова, а также Василия Григорьева и Михаила Ржанникова. Тем, кто следил за арт-жизнью 1990-х, эти имена хорошо знакомы по выставкам в галерее наивного искусства «Дар». Бывший ее директор Сергей Тарабаров — куратор выставки в «Эре», где показал работы своих любимых художников. В том числе из собственной коллекции, начинавшейся в 1989 году с «картинки» Александра Суворова из глухой тверской деревушки Волнога. Теперь совсем нереальной кажется сумма в 25 (!) рублей, уплаченная в приволжском городе Кимры за работу нынешней звезды, признанной во всем мире. Творчество этого мастера генетически связано с народной крестьянской картиной. Холсты строги, дотошны, а раскрашенная деревянная скульптура удивительно сочетает обыденность с брутальной энергетикой.

Василий Григорьев — это, если хотите, Кустодиев из народа: субкультура городского посада сплелась у него с советской мифологией радостного преуспеяния. Отсюда изобильные натюрморты, доносящие старинный образ скатерти-самобранки, усеянной ананасами и осетрами. Столь же красочны и торжественны холсты Михаила Ржанникова. Выходец с Урала большую часть жизни провел в сероватом, банальном Липецке — не оттого ли так нестерпимо ярок мир его живописи? Колорит ее построен на звонких аккордах, кругом нарядные букеты — символ процветания. Художник грезит родным Уралом, где ждут охота, рыбалка, зимние скачки. У замученного жителя мегаполиса текут слюнки при виде натюрмортов, до обреза холста заполненных аккуратными горками фруктов и ягод в вазах. Куратор Сергей Тарабаров уверен: творчество «наивов» — серьезный конкурент современному российскому искусству, слегка заблудившемуся в сомнительной системе координат. Архаическая образность наива незаметно, но упорно проникает в новейшие художественные стратегии, исподволь заставляя меняться даже радикалов современной арт-сцены.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера