Архив   Авторы  

Иконописец стиля
Искусство и культураХудожественный дневникВыставка

В Кремле открылась выставка «Пуаре — король моды»

 

Поль Пуаре — это великий кутюрье начала ХХ века. Русские газеты называли его оракулом моды, парижане окрестили Великолепным (по аналогии с турецким правителем Сулейманом), а с легкой руки американцев за Пуаре закрепилось звание «король моды». Последний титул и попал на афиши московской выставки.

Царствование Пуаре в модной индустрии длилось невероятно долго — с начала века до конца 20-х годов. И в его правление произошли такие реформы, которым позавидовали бы иные революционеры. На поверхности — отмена нижних юбок и корсетов, всякого рода оборок, воланов, обилия бриллиантов и прочих аристократических примочек. По большому же счету он стал законодателем модерна и диктовал стиль жизни, вводя в моду артистизм и декаданс. Не случайно феномен Пуаре ставят на одну доску с «Венским Сецессионом» и «Русским балетом Дягилева». С последним он, кстати, активно сотрудничал.

Сегодня Поля Пуаре назвали бы не модельером, а креативным директором. Он не был страшно мастеровитым портным или блестящим рисовальщиком. Зато не боялся эпатажных жестов, изобретательного пиара и вообще был нацелен не столько на платья, сколько на эффектный образ. Он начал с того, что стал рассылать великосветским дамам альбомы, иллюстрирующие новый стиль «от Пуаре» (эти гравюры от Поля Ириба, само собой, превратились в шедевры Belle Epoque). Запустил две линии продукции, названные по именам дочерей: духов («Розина») и мебели («Мартина»).

Пуаре раньше других понял, что двигатель моды — сцена: оттого одевал и Сару Бернар, и танцовщиц кабаре, и даже дам полусвета. Свою супругу и дочерей он вывел в иконы стиля. Ставил спектакли, писал рассказы и воспоминания, продавал парижские зарисовки, воровал идеи, скандалил. Привозил из путешествий экзотические раритеты, которые тут же пускал в оборот. После поездки в Россию, например, в его арсенале оказались скатерти и шали. К слову, нынешняя выставка формально приурочена к 100-летию вояжа кутюрье в Москву и Петербург.

Уже первый экспонат способен сбить с толку ценителей великосветского гламура. В манто «Преподобный отец» (1905) соединились китайский халат и облачение Папы Римского. Это как если бы сегодня предложить моднице надеть монашескую рясу. Плащ 1911 года со съемным капюшоном — уже конкретно балахон монахов-капуцинов. Дальше — больше: от минималистских накидок и манто к турецким шароварам и греческим туникам. В 1901-м русская княгиня Барятинская сравнила наряды Пуаре с мешком, куда бросают трупы преступников. Но через десять лет актрисы Художественного театра рукоплещут ему в салоне Надежды Ламановой, а Айседора Дункан открыто признает гением.

Уникальность выставки в Кремле — в ее оригинальности. В том смысле, что это не чисто привозной проект, как, например, проходившие до того «Шанель» и «Диор» в Пушкинском. Он собран российскими силами. Правда, подобный показ коллекции Пуаре (даже с тем же названием) четыре года назад шумно прошел в нью-йоркском Метрополитен-музее. И, судя по всему, кремлевские сотрудники намеревались его в общих чертах повторить. Поэтому в Москве сильно рассчитывали на экспонаты из Нью-Йорка, где хранятся вещи, принадлежавшие жене модельера. Но тут в дело вмешался скандал с библиотекой Шнеерсона: американский суд посчитал необходимым начать возвращение хасидских книг, попавших в российские хранилища после прихода к власти большевиков. Две страны заморозили музейный обмен. Кремлю пришлось в срочном порядке мобилизовать французских коллег, которые в итоге и заткнули прорехи (особенно это заметно в разделе о 1920-х годах). Теперь же довольно странно читать в русском каталоге выставки слова директора Метрополитен-музея об «удовольствии видеть свои образцы» в Кремле.

Без американских вещей выставка, понятно, кое-что потеряла. Она выглядит не столько роскошной, сколько умной — аннотации перевешивают блеск платьев и шапочек. В любом случае человеку, который хочет понять, что такое модерн в высшем проявлении стиля, теперь помимо дома Рябушинского (нашего шедевра архитектуры) нужно срочно отправляться в Музеи Московского Кремля и смотреть на то же самое, но в нарядах от Пуаре.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера