Архив   Авторы  
Режиссер Михаил Левитин гордится запрещенными спектаклями, как наградами

Приказано помнить
Искусство и культураХудожественный дневникЗамечено "Итогами"

На канале «Культура» прошел цикл Михаила Левитина «Счастливое поколение»

 

Самый распространенный эпитет к слову «поколение» — потерянное. Его употребляют столь часто, что можно запутаться, впору нумеровать: первое потерянное, второе, третье... Грусть-тоска. Но Михаил Левитин всегда любил шагать не в ногу. Вот взял и назвал свой лирический цикл передач «Счастливое поколение». Вполне возможно, не все его коллеги-«однополчане» с таким определением согласятся. Но, как говорил не то Чук, не то Гек в книжке нашего детства, счастье каждый понимает по-своему.

Программу показывали по каналу «Культура» четыре вечера кряду, поделив на главки. Дань формату, хотя это — монолог, который лучше было бы смотреть подряд, не теряя нить и ритм, чувственную связь с повествователем. Левитин умеет втянуть в свой ритм. И в спектаклях, и в прозе.

Так вот, по Левитину счастье им выпало родиться после войны, пойти в школу после смерти Сталина, в институте учиться в оттепель, а театрами обзавестись при Горбачеве. С датами придется подправить. Тютелька в тютельку они совпадают только в его биографии. Заниматься режиссурой он со товарищи — Генриетта Яновская, Кама Гинкас, Юрий Погребничко, Алексей Левинский, Алексей Бородин, Лев Додин, Валерий Фокин — начали почти одновременно. Только Левитин, младший в своем поколении, счастливчик, поступивший в ГИТИС мальчишкой, не имея, как, например, Гинкас, опыта войны и гетто или опыта Бородина, родившегося в Китае... Важно здесь, что все они взрослели в недолгие хрущевские времена. Шестидесятников они уважали, но не могли подпитываться их иллюзиями социализма с человеческим лицом, разоблачать плохого Сталина во имя хорошего Ленина. Режиссеры, люди публичной профессии и коллективного труда, они не могли уйти в дворники и истопники, писать в стол для потомков, они уходили, кто как мог, в то, что клеймили в ту пору ругательным словосочетанием «абстрактный гуманизм». Сохраняя человеческое в себе, старались и в спектаклях проявлять человеческое содержание. Копнуть куда-то вглубь или свернуть в сторону от советских пьес и социальных проблем. Интересно, что их спектакли очень трудно поддавались цензуре, в них нелегко было что-то просто убрать, вычеркнуть. Их можно было только закрыть. Левитин смеясь, это сейчас ему смешно, цитирует Романа Карцева, поддразнивающего Мишу за то, что он гордится своими шестью запрещенными спектаклями как правительственными наградами. Такими заслугами разных степеней перед отечеством каждый из них может гордиться. Куда драматичнее история нерожденных спектаклей, погибших замыслов.

Сам Левитин эмигрировал в обэриутство, в 20-е годы и в третьей передаче с упоением рассказывает о том, какое это было счастье. Он воспевает собственное легкомыслие, которое, как ему кажется, «уходит из пальцев». И сетует, что к нему подкрадывается буржуазность. Тут он себе льстит.

В предыдущем цикле передач «...И другие» Левитин нарисовал серию психологических портретов. В новом цикле только наброски, штрихи, но точные: о мерцающей тайне Алисы Коонен, о даре предчувствия Анатолия Эфроса, о языческой сути Любы Полищук. Его неизменно влекут люди-романы, люди-мифы — Олеша, Шкловский, Завадский, Таиров, Боровский, Фоменко... Не устает повторять, что он «противник забвения». Когда через 12 лет после дебюта ему наконец дали под театр дом с колоннами в саду «Эрмитаж», где показывал свои первые спектакли Станиславский, работал Марджанов, начинал Енгибаров, где на сцену выходил Высоцкий, он понял, что надо научиться договариваться с этими тенями, — и научился. Сегодня, чтобы сохранить свой дом, где уже второй сезон закрыт большой зал, приходится договариваться в кабинетах, хранящих совсем другую память. Но Левитин знает волшебное заклинание «Хармс! Чармс! Шардам!», оно всегда его выручало.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера