Архив   Авторы  
Главная героиня (Надя Крастева) ведет в бой друзей-контрабандистов в опере «Кармен» Большого театра

«Кармен» на двоих
Искусство и культураХудожественный дневник

В Большом театре - новая версия шедевра Бизе

 

Всякий раз, когда за коллективное творчество берутся два авторитетных мэтра, доселе вместе не работавших, к премьере ждешь подвоха. Режиссер Дэвид Паунтни и дирижер Юрий Темирканов еще и подогрели ожидания, делясь направо-налево в интервью взаимоисключающей концепцией. Повод им дала сама «Кармен» с ее культурными претензиями - оперу не пели в Большом более двадцати лет, а теперь решили поставить на французском в исконной версии Бизе. Той самой, что чередовала вокальные и оркестровые хиты с обычной речью и с блеском провалилась на премьере (более счастливую позднюю версию - с речитативами - придумали уже после смерти автора). Оба мэтра загорелись идеей, но оба поняли ее по-разному. Заслуженный авангардист, питомец Оксбриджа, прославившийся еще в семидесятые, guest-star лучших оперных домов Дэвид Паунтни увидел социальную драму, природную низость людей и выказал свою оторопь перед глянцевым миром. Заслуженный классицист и обожаемый в мире наследник ленинградской дирижерской школы Юрий Темирканов обратился к музыке, дабы очистить ее от засаленности частого употребления и обнаружить нетленное.

Меломана встретил обширный полицейский дзот, где застыл в солдафонской истоме таки сдюживший по-французски мужской хор. Контраст ему составили лучшие девушки табачной фабрики, устроившие перед положенной по сюжету потасовкой настоящее модное дефиле. Сцена в таверне переместилась в бордель, собрав все дурновкусие по части разврата - чулочки в сетку, ботфорты, парики и жаркие позы. Не позавидуешь режиссеру, бегущему штампов, но когда в пленительной хабанере цыганка Кармен истекает страстью, смирно сидя на стуле, а Хозе тихо читает книжку, глаз просит чего-то другого. Мизантроп Паунтни отказал Кармен в высоком чувстве, но дал дважды спасти человеческую жизнь, обрисовав милую русскому сердцу добрую непутевую бабу без понятий. Bерить этой Кармен можно благодаря блистательной болгарке Наде Крастевой, хорошей в вокале, умной в сцендвижении и естественной в любой позе. Миленький Хозе, американец Жерар Пауэрс, получился человеком-рыбой, у которого вместо темперамента странная похоть; жизнь его рушится не из-за любви, просто он не готов к любому повышению температуры. Отлично поющая парочка контрабандистов Ремендадо (Максим Пастер) и Данкайро (Николай Казанский) актерски вытаскивала не бог весть какие находки режиссуры. В упакованного под Элвиса Пресли тореадора Эскамильо (Александр Виноградов) можно было влюбиться - красавец и герой, от которого визжат девчонки, он сохранял дистанцию между собой и знойной испанщиной. А вот массовка просто не знала, куда податься: нагнав на сцену толпу, Паунтни предложил ей изображать саму себя, только бодрее. Получился эдакий виниловый праздник из семидесятых в блестящем и розовом, что отсылал к первоисточнику только мелькающими в кутерьме бычьими рожками на головах хористок. А уж когда из севильской толпы робко выкатили роллеры, оголилось бессилие мэтра перед этим безумным, безумным миром. Потому что только в безумном мире Хозе мог хряснуть Кармен головой об пол, еще и еще, а потом воткнуть в бездыханное тело вострый нож. Самое прискорбное, что чудная свежая музыка, льющаяся из оркестровой ямы, совпадая с солистами и искря в симфонических фрагментах, шла напрочь вразрез с хором. Говорят, маэстро Темирканов все последние репетиции просил прекратить брожение толп и для начала все правильно спеть, но увы…

Вкус нашего времени, мишурного, пустого, враждебного всякой свободе воли Дэвид Паунтни передал. Шедевральную партитуру Юрий Темирканов прочистил. Но то ли слишком хорош был камерный по сути «Евгений Онегин» в прошлом сезоне, то ли просто есть проблема: в Большом опять не задалась большая опера. Может, и мэтрам стоит иногда искать общий язык - хоть ради Кармен.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера