Архив   Авторы  
В фильме Александра Миндадзе «В субботу» главную роль с успехом сыграл Антон Шагин, один из лучших участников актерского состава «Стиляг»

И реактор горит
Искусство и культураХудожественный дневник

На экраны выходит лента «В субботу» Александра Миндадзе

 

За месяц до печального юбилея, когда исполнится четверть века с момента Чернобыльской аварии, можно увидеть в кино вполне достоверную реконструкцию того, как это было. Впрочем, это воспроизведение не самой катастрофы и не ее последствий. Не надо надеяться на спецэффекты, хотя они здесь есть и герои не раз вплотную подходят к горящему энергоблоку. Это фильм о том, что люди, оказавшись в двух шагах от смерти, не хотят в нее верить.

В центре картины — молодой парень Валерка, с удивительной самоотдачей сыгранный Антоном Шагиным («Тиски», «Стиляги»). Он в числе немногих знает об аварии и радиации — то, о чем по приказу руководителей молчали, не предупредив людей об опасности. Валерка пытается спасти себя и свою девушку (Светлана Смирнова-Марцинкевич). Но убежать из Припяти, образцового комсомольско-молодежного города-спутника Чернобыльской АЭС, им не удается. Вместо спасения пара оказывается в вихре череды свадеб, назначенных на этот теплый весенний день. Там играет группа, где когда-то Валерка сидел «на барабанах». Он садится за них снова. Первый музыкальный номер — совершенно инфернальная аранжировка советского шлягера со словами: «Эй, друг, веселей, песней сердце согрей. Любая беда вмиг отступит тогда». «Чёс» идет по нарастающей — деньги кучами, вино бутылками. «Горько!» Но вкус поцелуя отдает металлом. Это стронций, период полураспада которого продолжается и в наши дни. А реактор-то горит, этого не скроешь. И все люди, показанные на экране, обречены.

Для международного проката фильм назван ярче и лучше — «Суббота незнания», или даже точнее «Суббота невинности». Так обозначено 26 апреля 1986 года, первый день катастрофы. Почему для отечественного проката у нас выбирают как назло названия размытые, отгораживающие кино от зрителя, это отдельный разговор. Но все же у фильма Миндадзе был хороший повод поговорить о нем в связи с участием в конкурсе Берлинале. А теперь есть повод удивиться тому, что подготовленная и видавшая всякие зрелища публика международного фестиваля в целом негативно отнеслась к визуально насыщенному, во многом экспериментальному и уж точно чисто авторскому высказыванию.

С одной стороны, такое непонимание — стыд и позор. Уже 15 лет прошло с той поры, как тех же профессиональных зрителей «укачала» картина Ларса фон Триера «Рассекая волны», снятая «субъективной камерой». Уже даже сделан фильм «Монстро» про инопланетное вторжение с «картинкой» от бытовой видеокамеры. Так что смешно жаловаться на чрезмерную субъективную живописность как бы бегущего вслед героям изображения (оператор Олег Муту), которое временами разлетается на пиксели, как точная рифма к ядерному распаду. С другой стороны, баланс в произведении необходим. Если драматургия построена на пунктире эмоций, лакуны в котором зритель должен заполнить сам, если диалоги похожи на стихи-шифровки, то хотя бы изображение должно помогать зрителю. А здесь оно больше стремится отразить абстрактный бешеный бег времени, чем создать логические связи внутри сюжета. Пожалуй, это чисто русский сюр, бессмысленный и беспощадный. Его нельзя понять, можно только отдаться ему целиком, с потрохами, от чего «поточное» кино нас давно отучило. Впрочем, сегодня «архивный» сюжет «В субботу» невольно накладывается на аварию АЭС в пострадавшей от землетрясения и цунами Японии. Там тоже твердят, что все в порядке. Так что — русский ли сюр?

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера