Архив   Авторы  
Коллаж Мариса Халилова и Владимира Вовнобоя

Восстание машин
Автомобили

Самые надежные автомобили те, за рулем которых нет... водителя. Это мы поймем уже к концу десятых

 

Поздней осенью прошедшего года ученые Стэнфордского университета в США и инженеры концерна Volkswagen наблюдали, как спортивное купе Audi TTS в буквальном смысле выписывало круги на ровной, как зеркало, глади соляного озера. 280-сильный полноприводной автомобиль, способный разгоняться до 210 километров в час, проходил в заносе вираж за виражом, чтобы на поверхности озера остались четыре равных круга - эмблема Audi. Любой водитель понимает, что это очень тонкое пилотирование - нужно не просто удержать на дуге машину, идущую в скольжении, но и, словно циркулем, "нарисовать" абсолютно одинаковую траекторию. Но самое удивительное, что салон авто в этот момент был абсолютно пуст - никакого высококлассного пилота за рулем не было и в помине. TTS с собственным именем "Шелли" - это всего лишь робот, один из тех, что уже сейчас ездят по закрытым полигонам.

Автомобили, способные обходиться без человека, появились не в одночасье - их созданию предшествовали многочисленные разработки, которые можно встретить на серийных машинах. Сначала специалисты упрощали управление автомобилем для облегчения доли водителя - появлялись автоматические коробки передач, усилители руля и тормозов. Затем инженеры задумались о безопасности: автоматику научили не допускать проскальзывания колес, бороться с заносами и даже спасать от выезда за пределы полосы. Последние ноу-хау, появившиеся на "Мерседесах" и "Вольво", и вовсе оставляют в ведении человека только работу рулем: ориентируясь по радару, автомобиль сам разгоняется вслед за впереди идущей машиной и сам тормозит вплоть до полной остановки, снижая риск столкновения практически до нуля.

Машины, на которых мы ездим, оживают и умнеют буквально на глазах. За последние год-два до России добрались модели, способные распознавать дорожные знаки, предупреждая о нарушении, и видеть соседей по потоку, находящихся в мертвых зонах, - при перестроении электроника предупредит вас о том, что вы можете кого-то подрезать. Но это все цветочки.

Японские автогиганты вместе и порознь продвигают концепцию Advanced Safety Vehicle, цель которой - научить машины общаться друг с другом и с окружающей инфраструктурой. Нужно это опять же для безопасности. Представьте, что, пока вы едете по городу, ваш железный конь "переговаривается" со своими соседями, находящимися в том же квартале, и уже знает, кто, куда и с какой скоростью едет. На подъезде к перекрестку он подскажет вам, кого нужно пропустить и с какой стороны грозит опасность. А если вы вовремя не заметите приближающейся машины, автоматика сама затормозит и, быть может, спасет кому-то жизнь. Помимо сигналов от других автомобилей система получает данные от датчиков, которые расположены непосредственно на дороге, - они предупредят, например, о том, что за закрытым поворотом скопилась пробка, и дадут время заранее сбросить скорость.

Прогресс в "автомобильном роботостроении" действительно идет семимильными шагами. В начале 2000-х американские военные объявили конкурс на создание внедорожников, способных самостоятельно передвигаться по пустыне и доставлять на линию фронта боеприпасы. Понятно зачем: если такая машина подорвется на мине или будет расстреляна, людских потерь можно избежать. По задумке военных, к 2015 году планировалось заменить треть всех армейских джипов на роботов. К финишу первого испытания, проведенного в 2004 году, не добрался ни один автономный транспорт - кто-то застрял, не объехав коварную яму, кто-то сбился с пути. Но уже год спустя дистанцию преодолели пять роботов. В 2007 году соревнования провели не в пустыне, а в городских условиях, и несколько автомобилей также успешно справилось с заданием.

Но то дела оборонные, а как обстоят дела с роботизацией гражданских машин? По большому счету, технических препятствий нет. На многих современных моделях стоят автоматическая коробка и электронная педаль газа, так что заставить технику разгоняться по приказу компьютера - пара пустяков. С замедлением также сложностей нет: на серийных "Мерседесах" тормоза уже давно стали электронными, лишенными прямой механической связи между педалью и колодками. Научить электроусилитель самостоятельно вращать руль тоже не проблема - судя по отзывам владельцев, это умеет даже отечественная "Лада Калина". Правда, там это явление связано с неисправностью комплектующих.

Чтобы заставить машину ориентироваться на дороге, потребуется обычная автонавигация и многочисленные датчики "по кругу", которые смогут распознавать внезапные препятствия. Что удивительно, держать дорогу автоматика и сейчас умеет лучше иного водителя - недаром Volkswagen уже несколько лет для доводки шасси своих новых моделей использует не только профессиональных пилотов-испытателей, но и машины-роботы, одной из которых и является упомянутая ранее "Шелли". Очередным доказательством ее "компетентности" должно стать участие роботизированной Audi в раллийных соревнованиях, которые пройдут на территории США в этом году. На одну трассу вместе с живыми пилотами TTS не пустят, но без людей машина должна показать очень впечатляющее время круга.

Российские и зарубежные специалисты уверены: создание полностью автоматического автомобиля, способного передвигаться по дорогам общего пользования, - лишь вопрос времени, причем скорее всего в ближайшие десять лет мы такую технику уже увидим. Что же нас тогда ждет? Скорее всего поездка по делам или на отдых в обозримом будущем будет выглядеть так: вы садитесь в машину, набиваете адрес в навигационной системе и, сказав: "Шеф, поехали!" - поступаете в распоряжение автопилота. Преимуществ у этой технологии много. Например, электроника будет оберегать вас от ДТП и избегать опасных ситуаций на дороге. К тому же и пробки наверняка уменьшатся: умные машины сами договорятся между собой, кто кого пропустит, кто где объедет. Как показывает практика, компьютер лучше человека использует ресурсы машины, бережет двигатель от поломок и экономит топливо.

"Несомненно, машины-роботы будут востребованы, и в первую очередь автоперевозчиками для более быстрой, экономичной и безопасной доставки грузов, - говорит заместитель заведующего кафедрой "Автомобили" МАДИ Александр Солнцев. - Но и автомобилисты-частники, пусть не все и не сразу, захотят воспользоваться услугами автомобиля без водителя. Поначалу они будут лишь иногда доверять автопилоту, но, убедившись в его безопасности, со временем станут все чаще им пользоваться".

У скептиков есть, конечно, и опасения. Что будет, если система откажет? Если управляющая электроника зависнет и вы окажетесь в кювете? В конце концов, как быть с удовольствием от вождения? Но специалисты настроены более оптимистично. Александр Солнцев уверяет: "Уже сегодня многие электронные системы стали надежнее механики, а время их реакции в десятки и сотни раз меньше, чем у самого опытного водителя".

Впрочем, по России разумные машины смогут ездить еще не скоро. Во-первых, автомобили с радарными системами крайне сложно проходят процедуру сертификации: используемые ими радиочастоты закреплены за военными и спецслужбами. А во-вторых, зная скорость работы наших дорожно-коммунальных служб, можно предположить, что никакой компьютер по зимней московской слякоти не разберется в разметке, а камеры и датчики моментально будут заляпаны мокрым снегом.

Если эти проблемы все же удастся разрешить, нас ждет прямо-таки светлое будущее. Во-первых, не придется бояться пьяных и неадекватных водителей. Во-вторых, с улиц можно будет спокойно убрать почти всех инспекторов ГИБДД: компьютеру нет резона нарушать правила. Движение, опять же, станет свободнее. Вот тогда машину можно будет назвать не просто средством передвижения, а филиалом любимой квартиры - уютным и безопасным.

Создатели

На языке машин

Как скоро автомобили научатся полноценно общаться друг с другом и каковы перспективы массового производства машин-роботов? С этими вопросами "Итоги" обратились к компаниям - разработчикам систем Car-2-Car
 

Сейта Канаи, главный управляющий менеджер Mazda Motor Corporation:

- Японские производители вовсю тестируют подобные решения - как автомобили, коммуницирующие друг с другом, так и с инфраструктурой. На данный момент у Mazda на испытаниях около 50 машин, которые тестируются в пределах Хиросимы. Но в первую очередь концепция Mazda - это все-таки получение удовольствия от вождения, поэтому мы разрабатываем безопасные технологии, позволяющие водителю управлять автомобилем с удовольствием, но не давать ему все полномочия. Что касается автомобилей-роботов, то с точки зрения технологий это возможно. Но нужно понимать, что такие инициативы потребуют фундаментальных изменений в инфраструктуре и организации движения. Если когда-нибудь подобные проекты воплотятся в жизнь, получившееся в результате транспортное средство будет очень далеко от нынешнего понятия "автомобиль".

Сётаро Огава, Global Communications Nissan Motor Co., Ltd.:

- Роботизированный автомобиль Nissan EPORO находится на стадии разработки, и говорить о серийном производстве преждевременно. Тем не менее концепт, на котором применяется технология предотвращения столкновений, уже существует. Внедрение системы общения между автомобилями требует, чтобы все машины несли такую автоматику. Сейчас в Японии при поддержке правительства проводится межотраслевой эксперимент по тестированию различных технологий безопасности, в том числе и коммуникаций между автомобилями. Вместе с тем Nissan не планирует внедрять полностью автоматически управляемые автомобили. Мы развиваем технологии, чтобы сделать процесс езды более безопасным, приятным и менее стрессовым для водителя.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера