Архив   Авторы  

Скидки сделаны!
Автомобили

Дешевых иномарок и привлекательных скидок на покупку машин больше не будет

 

Грандиозное прошлогоднее падение авторынка на 49 процентов значительно превысило самые мрачные прогнозы большинства экспертов и вернуло нас на уровень 2005 года. В денежном выражении потери еще существеннее: по данным PricewaterhouseCoopers, за продажу авто компании выручили на 60 процентов меньше, чем годом ранее. Но, по мнению участников рынка, самое страшное позади: нас ждет стабилизация и, быть может, небольшой рост продаж. К этой ситуации, похоже, готовы все, кроме покупателей. Ведь автопроизводители и продавцы, которые перешли на консервативную стратегию, больше не станут объявлять скидки и распродажи, как это было в течение всего предыдущего года, так что прикупить новую модель с выгодой станет почти нереально.

Всего за 2009 год в России было продано 1,47 миллиона легковых и легких коммерческих автомобилей. Для сравнения: годом ранее продажи составили 2,9 миллиона машин. Больше других от кризиса пострадали японские марки: помимо ухудшения спроса и повышения ввозных пошлин против них сыграл выросший курс иены, что повлекло за собой взвинчивание цен. В плюсе завершили год лишь те компании, которые по тем или иным причинам не могли похвастаться хорошими продажами в докризисные времена и теперь были вынуждены наверстывать упущенное, - это Citroen и китайская Geely. Отдельная ситуация сложилась вокруг "АВТОВАЗа", который пока остается лидером рынка. Продажи автомобилей Lada сократились на 44 процента - до 349 тысяч. На первый взгляд, это падение меньше среднего по рынку, но надо учитывать тот факт, что в докризисный период спрос на "Лады" практически не менялся, так что если продавцы иномарок оказались отброшены на несколько лет назад, то для российского автогиганта это был и вовсе худший год с момента его выхода на проектную мощность.

Консолидированный прогноз комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса на текущий год сдержанно позитивен - около 1,5 миллиона машин. Из этой цифры сейчас исходит большинство концернов при планировании квот для России - все хорошо помнят, как непросто было продать товарные запасы авто 2008 года выпуска, заказанных еще в докризисные месяцы. Некоторые компании, к слову, до сих пор до конца от них не избавились, но это единичные случаи. "Большинство автопроизводителей скорректировали и объем импорта, и объем российского производства, сейчас складские запасы вышли на нормальный уровень", - заверил "Итоги" заместитель генерального директора "ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус" Мартин Ян.

Впрочем, и полтора миллиона - весьма оптимистичная цифра. "Учитывая стабилизацию рубля и позитивные тренды в экономике, мы ожидаем, что объемы продаж останутся приблизительно на том же уровне", - говорят представители Ford.

Результаты прошлого года достигнуты во многом за счет всевозможных спецпредложений на застоявшиеся машины. "Участники рынка уже исчерпали свою фантазию, когда продавали автомобили 2008 года, - констатирует Мартин Ян. - Сейчас не следует ожидать крупных распродаж". Покупатели ощутили правдивость этих слов на себе: купить в январе машину прошлого года с традиционной уценкой сейчас почти невозможно - этих автомобилей просто нет. "Во многом прошлогодние распродажи объяснялись наличием большого количества машин, ввезенных накануне введения заградительных пошлин, - напоминает начальник аналитического управления УК "Ингосстрах-Инвестиции" Евгений Шаго. - В этом году все автомобили ввозятся уже с уплатой пошлин, что сразу же сказалось на ценах".

Так на что рассчитывают автопроизводители, делающие пусть сдержанный, но оптимистичный прогноз? Во-первых, уже в последние месяцы прошлого года наметились положительные изменения на рынке автокредитования, связанные с тем, что программа государственного субсидирования процентной ставки по кредитам наконец заработала. Правда, эту программу до сих пор не продлили на 2010 год, но подписание документа ожидается в ближайшее время. Кроме того, в марте государство начнет выплачивать премии за сданные в утиль старые автомобили. В Европе подобная мера уже позволила избежать значительного падения продаж, а, например, в Китае за счет господдержки реализация машин и вовсе выросла на 48 процентов. Меры, предложенные российскими властями, в лучшем случае должны удержать наш авторынок от дальнейшего падения - именно на это и рассчитывают автопроизводители. Какое-то оживление продаж можно будет наблюдать лишь в конце года, но только в том случае, если улучшение экономической ситуации в стране позволит банкам более активно кредитовать население. Произойдет ли это? Эксперты предпочитают не гадать.

С чем нам в ближайшие годы, к сожалению, придется проститься, так это с доступными иномарками. "В условиях кризиса компании станут думать в первую очередь о сохранении рентабельности продаж и о снижении издержек, так что надежд на падение цен, по крайней мере до отмены пошлин, нет", - уверен Евгений Шаго. Впрочем, отдельные плюсы для потребителей в эту "эпоху застоя" специалисты все же видят. Например, теперь у автопроизводителей наконец будет время навести порядок в своих дилерских сетях и на фирменных сервисных станциях. В хлебные докризисные годы все стремились максимально расширить число точек продаж и о качестве обслуживания клиентов думали во вторую очередь. 2009-й стал для многих автодилеров и вовсе годом испытаний: главной задачей было выжить и расплатиться по кредитным обязательствам, а не реформировать бизнес. Зато теперь самое время вернуться к вопросу качества. В условиях падения продаж новых автомобилей главным источником доходов для автодилеров станет сервисное обслуживание - именно на этом автосалоны делают львиную долю прибыли во всем мире. По мнению Шаго, теперь дилерам придется сражаться за каждого клиента, предлагая более выгодные условия и более качественный ремонт.

По разным оценкам, к докризисному уровню продаж российский автомобильный рынок вернется в лучшем случае к 2013-2017 годам. Чтобы это произошло, необходимо повышение покупательской активности населения - тогда аналитики не исключают резкого роста продаж, как это уже было в 2003-2007 годах. В конце концов, фундаментальные причины для увеличения спроса никуда не делись: по данным аналитического агентства "АВТОСТАТ", в России на тысячу жителей сейчас приходится только 243 машины, в то время как в Западной Европе этот показатель превышает 500 автомобилей. К тому же наш автопарк, мягко говоря, не первой свежести: возраст большинства легковушек перевалил за десять лет.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера