Архив   Авторы  

Готов ли отечественный бизнес к наращиванию инвестиций за рубежом?
ДелоБизнес-климат

Дмитрий Медведев призвал отечественных бизнесменов активнее вкладывать средства в покупку компаний за рубежом. От лица государства он обещал предпринимателям поддержку национального бизнеса на иностранных рынках. Власть, в частности, готова упростить процедуры предоставления кредитов институтами развития и оказать информационную поддержку при продвижении на внешних рынках отечественных брендов. От +5 (готов) до -5 (не готов)

 
Слушала и записывала Наталья Саляхова
 

У России появилась уникальная возможность относительно дешево покупать контрольные или блокирующие пакеты акций западных компаний. Безусловно, это увеличивает геополитическое влияние России за рубежом. Меня, например, охватывает чувство гордости, когда, выезжая за рубеж, я вижу бензоколонки российского «ЛУКОЙЛа». Улучшается имидж страны, улучшаются экономические показатели. Отвечая на вопрос, готов или не готов наш бизнес к покупке иностранных активов, скажу так: это зависит от каждого конкретного случая.

 

Еще как готов! Достаточно посмотреть на рекордный вывоз прямых инвестиций за рубеж в прошлом году. Значительный потенциал для роста инвестиций существует в ближнем зарубежье. Помимо этого открываются и перспективы в ряде европейских регионов - в частности, россияне могли бы активно участвовать в процессе приватизации в Сербии. Думаю, отечественные компании будут также стремиться к стратегическим инвестициям в ресурсные отрасли на африканском континенте, в чем уже преуспели китайские фирмы. В то же время в отличие от компаний других стран наши производители имеют более прочные финансовые позиции благодаря высоким ценам на основные статьи российского экспорта.

 

Сырьевой бизнес давно живет в режиме высоких цен. Соответственно, у него есть ресурсы для инвестиций за границу и покупки западных предприятий. Что касается сельского хозяйства, государство лишь недавно стало оказывать ему поддержку в рамках нацпроекта. Кроме того, цены на продовольствие в мире начали расти только с конца 2007 года. Когда сельхозпроизводитель проживет какое-то время в режиме возросших цен, он тоже получит возможность для накопления капитала и инвестиций за рубеж.

 

Мы готовы вкладывать ресурсы в завоевание позиций на зарубежных рынках. Предмет нашего экспорта - технологии привлечения инвестиций на различных степенях готовности объектов. В этом бизнесе огромное значение имеет правовая и информационная поддержка со стороны государства. Мы экспортируем не ресурсы, мы экспортируем «мозги». Готовность инвестиционно-финансового бизнеса приобретать компании за рубежом, по моему мнению, заслуживает твердой четверки. При этом недобор одного балла - это то, что часто связано со слабой готовностью «принимающей» стороны. Нам не всегда охотно идут навстречу, не всегда в полном объеме предоставляют необходимую информацию.

 

Российские компании, прежде всего нефтегазовые, металлургические и телекоммуникационные, уже не первый год активно инвестируют в зарубежные активы. И если еще пять лет назад основная масса инвестиций за рубежом приходилась на постсоветское пространство, то в последние годы российские компании активно вкладывают и в рынки дальнего зарубежья. Вместе с тем нашим игрокам нужно грамотно выбирать объекты для поглощения и тщательно просчитывать параметры сделок, чтобы не переплачивать за тот или иной актив.

 

Российский бизнес не только готов, но уже давно пытается увеличить инвестиции за границей. Проблема в том, что на Западе нас особо не ждут и многие страны всячески препятствуют приходу российских компаний на их рынки. Если бы Дмитрию Медведеву удалось разрушить административный барьер, стоящий на пути российских инвестиций, то это пошло бы на пользу нашей экономике.

 

Зарубежные активы Топ-20 российских компаний увеличились с 2004 года более чем вдвое и сейчас оцениваются приблизительно в 80 миллиардов долларов. На нефтегазовый сектор приходится порядка половины совокупных зарубежных активов российского бизнеса, и где-то треть - на металлургическую и горнодобывающую промышленность. Основные причины столь стремительного развития - благоприятная конъюнктура внешних рынков и наличие значительного объема «сырьевых» денежных средств. Если взять, например, энергетику или телекоммуникации, то активы отечественных компаний за рубежом в этих отраслях практически незаметны ввиду отсутствия у них средств.

 

Отечественный бизнес не только готов, но и давно этим занимается. Другой вопрос, что при наличии господдержки и специальной программы финансирования это можно делать системно. При этом надо выработать простую и понятную систему критериев. Я еще в 2005 году на Лондонском экономическом форуме говорил о том, что если нельзя купить технологии и ноу-хау, то надо покупать компании, которые ими обладают. Мы в «Амтеле» в 2005 году купили своего европейского конкурента, компанию «Фредештайн», и построили завод в Воронеже на основе голландской технологии. Хоть кому-то в правительстве это было интересно или интересно сейчас? Нет. Зато мы с удовольствием поддерживаем финскую «Нокиа Таейрс», предоставляя 10-летнюю отсрочку от налогов и отводя бесплатно землю под завод во Всеволжске. А потом удивляемся, почему «Амтел» задыхается от долгов, а финны процветают. Слова чиновников не должны расходиться с делом.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера