Архив   Авторы  

Станет ли продовольствие в России товаром, сравнимым по значимости с нефтью?
ДелоБизнес-климат

Рост цен становится главной мировой проблемой. Причем, по данным компании Merrill Lynch, в первую очередь дорожает сельхозпродукция. Бьет тревогу и Всемирный банк: по его данным, рост цен на продовольствие продлится еще несколько лет. А эксперты Goldman Sachs даже ввели в обращение новый термин «агфляция» - резкое подорожание аграрной продукции. Этот процесс не обойдет стороной и Россию, где как раз начинаютcя биржевые «продовольственные» торги. От –5 (не станет) до +5 (станет)

 
Слушала и записывала Наталья Саляхова
 

Продовольствие, и в первую очередь зерно, должно стать предметом экспорта, по доходам сравнимое с нефтью. Если российский бизнес займется вопросом всерьез и правительство примет меры, то это подтолкнет процесс. Пока у нас еще есть институциональные барьеры для выхода на рынок. Существуют проблемы, связанные с трудовыми ресурсами, - нет первоклассной рабочей силы. Если люди увидят, что на рынках можно продать большое количество производимой продукции и на этом заработать, тогда это должно пойти. Основы аграрного бизнеса созданы.

 

Мировой рынок продовольствия несколько лет отставал в темпах роста от сырьевых рынков. Это прекрасно видно на примере сахара. В январе 2006 года цена этого продукта на мировых биржах составляла 400 долларов за тонну, в 2007 году средняя цена на сахар была 220 долларов за тонну, и сейчас, в 2008 году, она пока не смогла достичь уровня 2006 года. За то же время нефть подорожала в три и более раза. Совершенно естественно, что сейчас цены на продовольствие начали стремительно расти. Это будет стимулировать промышленных потребителей аграрной продукции выходить на биржу для страхования ценовых рисков. Действия крупных операторов продовольственного рынка и финансовых структур неизбежно превратят отдельные группы продовольствия в высоколиквидный биржевой товар.

 

Цены на продовольствие не могут оставаться стабильными на фоне инфляционных процессов и роста стоимости энергоресурсов. Включение аграрной продукции в число биржевых товаров абсолютно закономерно.

 

Для того чтобы продовольствие стало высоколиквидным товаром, у нас еще недостаточно развиты рыночные инструменты. Но рано или поздно это обязательно произойдет. Думаю, через пять - семь лет.

 

В мире началась реальная борьба за рынки сельскохозяйственного сырья и доступ к ним. В будущем исход этой борьбы будет определяться не только деньгами, но и политическими факторами. Устойчивые сельскохозяйственные рынки будут увеличивать стабильность государства.

 

Пока рано говорить о влиянии биржевых торгов продовольствием на ценообразование внутреннего рынка. Объемы торгов несопоставимы с общим количеством потребления зерна. В перспективе можно рассчитывать на то, что зерно, как и другая сельскохозяйственная продукция, станет ликвидным биржевым товаром. Уже сейчас очевидно, что сельскохозяйственная продукция становится стратегическим продуктом. А управление запасами и резервами, тарифами и субсидиями для сельхозрынка - одним из элементов продовольственной безопасности страны. В пользу этого свидетельствует благоприятная мировая конъюнктура: рост потребления зерна в мировом масштабе, повышение цен на продовольствие и активизация мировых рынков. Сельскохозяйственный рынок России и развивающихся стран переживает бурный рост. В индустрию пришли серьезные инвестиции.

 

В России на сегодняшний момент очень неэффективное земледелие, но вместе с тем имеется уникальная возможность расширения посевных площадей. Если подобным ресурсом не управлять, то ситуация может стать катастрофичной. Однако при правильном ведении дел страна получит настоящую козырную карту.

 

Это вопрос будущего. Земли в развитых странах давно освоены, следовательно, ресурсного роста там уже нет. Наиболее быстрорастущая по численности населения часть земного шара - страны Юго-Восточной Азии. Ресурсные возможности этих стран вряд ли смогут обеспечить их нужды. Для России там открываются перспективные рынки.

 

Повышение цен на продовольствие является прямым следствием роста цен на сырьевые товары, и прежде всего на нефть. Рост цен стимулируется правительством США, которое печатает все больше и больше денег, пытаясь спасти собственную экономику. Продовольствие уже давно является биржевым товаром, и спекулянты, использующие все возрастающее количество дешевых денег, толкают цены на активы все выше и выше. Термин «агфляция» введен специально для того, чтобы отвлечь внимание от общей инфляции, составной частью которой является резкий рост цен на продукты. Без принципиального снижения цен на другие сырьевые товары добиться стабилизации цен на продовольствие не удастся. Однако современная экономическая модель не предполагает стабильных цен на активы и может существовать только при условии гиперинфляции, то есть ровно до тех пор, пока есть активы, цены на которые можно двигать до бесконечности.

 

Во всем мире биржевыми товарами являются только стандартизируемые продукты: пшеница, кукуруза, кофе и т. д. В России биржевым товаром может стать зерно - в стране оно производится в большом количестве. Другое дело, что ликвидный рынок поставочных контрактов на продовольствие сосредоточен на ограниченном числе биржевых площадок. Создать центр глобального значения в нашей стране сложно. Однако вполне может появиться сильная региональная биржа. Для этого придется решить вопросы, связанные с организацией торгов, привлечением участников. Речь идет о проекте, который может растянуться на несколько лет.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера