Архив   Авторы  

Заинтересовано ли бизнес-сообщество в возникновении мощного профсоюзного движения в России?
ДелоБизнес-климат

Подмосковные электрички встали из-за забастовки. Протестующие машинисты - члены Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ), который позиционирует себя как альтернативный по отношению к гораздо более крупному Российскому профсоюзу железнодорожников. Наряду с требованиями повышения зарплаты участники акции выступали за отмену «дискриминации по принадлежности к профсоюзам». События последних лет показывают, что профсоюзы в России набирают силу. От +5 (заинтересовано) до -5 (не заинтересовано)

 
Слушала и записывала Наталья Саляхова
 

Есть основания полагать, что сегодняшний подъем профсоюзов был бы для российского бизнеса нежелателен. Возникновение независимого профсоюзного движения означает для работодателей дополнительные издержки, связанные с увеличением заработной платы и улучшением условий труда. На первом этапе своего развития отечественный бизнес получил большие преимущества - рабочий класс был исключительно терпелив, так как люди боялись потерять работу. Но ситуация меняется: страна заинтересована в развитии профсоюзного движения. И его появление - в интересах развития российской экономики.

 

Говорить о заинтересованности в возникновении профсоюзного движения в стране не совсем корректно. Общеизвестно, что профсоюзное движение у нас есть. Главное, являются ли профсоюзы авторитетными как в глазах работников, так и в глазах работодателей. Работодатель заинтересован, чтобы профсоюз был и авторитетным, и конструктивным. Ряд возникших в стране прецедентов, связанных с профсоюзным движением, является следствием неконструктивности и стихийности. У нас на предприятии есть профсоюзы. Их конструктивная позиция помогает выстраивать позитивные отношения.

 

Особой заинтересованности в развитии профсоюзного движения у бизнеса нет. Но необходимо учитывать внутренние реалии. У нас существует «рынок продавца» на рынке труда. Рабочей силы катастрофически не хватает. В условиях «рынка продавца» регулировать покупателя глупо.

 

Исторически сложилось так, что в России независимого профсоюзного движения нет, и маловероятно, что будет. Очень не хотелось бы, чтобы профсоюзное движение стало еще одним административным рычагом давления на бизнес, и без того безмерно задавленный государством. В то же время рынок труда сильно перегрет, заработные платы не соответствуют реальной производительности труда. Увеличение материальных и социальных преференций наемных сотрудников, а за это, как правило, и «борется» профсоюз, значительно ухудшит системную конкурентоспособность российской экономики.

 

Согласно статье 7 Конституции РФ Россия является социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье. Тем не менее независимое профсоюзное движение в нашей стране, по сути, отсутствует. Необходимость деятельности профсоюзов обуславливается законодательством и нормами демократического государства. Однако работодатель не заинтересован в появлении у сотрудников официального права выражать несогласие с условиями труда и возможными проблемами на предприятии. Поэтому перспективы появления независимых профсоюзов кажутся туманными.

 

Бизнес заинтересован в устойчивых и прогнозируемых отношениях с наемными работниками. С крупными профсоюзами легче наладить конструктивный диалог: у них нет необходимости организовывать различные популистские акции. В этом смысле независимое профсоюзное движение для бизнеса - дополнительная «головная боль». Но в долгосрочной перспективе бизнесу необходим сильный партнер в лице авторитетного профсоюза. В условиях тотального кадрового дефицита он может обеспечить столь необходимую устойчивость персонала. Нынешние проблемы бизнеса в отношениях с новыми амбициозными профсоюзами создают необходимые предпосылки для установления в будущем полноценного социального партнерства - с взаимной ответственностью и взаимными обязательствами.

 

Российский бизнес пока не заинтересован в профсоюзах, хотя они несут целый ряд положительных моментов. Они организуют работников, удерживают протесты в рамках закона, фиксируют и передают топ-менеджменту информацию о настроениях на предприятии и т. д. Но пока отрицательные моменты явно перевешивают: наличие реально действующих профсоюзов неадекватно усиливает ответственность и затраты бизнеса. В первую очередь из-за постоянного роста фонда оплаты труда и предоставления все большего объема социальных благ и гарантий.

 

Бизнес по своей сути не может приветствовать какие-либо профсоюзы, особенно профсоюзы в собственной организации. Тем не менее бизнес-сообщество заинтересовано в гармоничном развитии, и если уж профсоюзы возникают, то компромиссы неизбежны. Важно, насколько обоснованны позиции сторон.

 

Бизнес-сообщество состоит из владельцев бизнеса и тех, кто в этом бизнесе работает. Для работников выгодно создание независимых профсоюзов. Но я не вижу причин, по которым это может быть полезно владельцам бизнеса. В труде Карла Маркса «Капитал» описано классическое системное противоречие между трудом и капиталом. Капитал всегда стремится к тому, чтобы труд работал как можно больше за как можно меньшие деньги, трудящиеся стремятся к увеличению заработной платы. Профсоюз создается для урегулирования этого противоречия.

 

Профсоюз защищает права наемных работников. Бизнес меньше всего заинтересован в возрождении движения, которое будет отслеживать трудовые отношения и в случае конфликта поддержит именно работника.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера