Архив   Авторы  

Как бизнес-сообщество оценивает перспективы развития потребительского сектора российской экономики?
ДелоБизнес-климат

По данным Росстата, в апреле 2008 года темпы прироста оборота розничной торговли сократились с 16-17 процентов до 13,2 процента в годовом исчислении. Среди причин эксперты называют высокую инфляцию и сокращение потребительского кредитования. От +5 (позитивно) до -5 (негативно)

 
Слушала и записывала Наталья Саляхова
 

Снижение темпов прироста оборотов розничной торговли и уменьшение объемов потребительского кредитования явилось следствием в том числе и серьезных проблем мировой финансовой системы. Увеличение стоимости кредитных ресурсов привело к тому, что банки ужесточили требования к заемщикам. Падение фондового рынка повлекло за собой временное снижение стоимости активов тех, кто профессионально работает на этом рынке либо инвестирует в него свободные средства. Поэтому вполне естественно, что люди стали тратить меньше. Однако в настоящий момент можно говорить о том, что ситуация нормализуется. В ближайшее время мы ожидаем возобновления темпов роста потребления, хотя последствия финансового кризиса будут еще какое-то время оказывать негативное влияние на этот показатель.

 

Дальнейший рост инфляции и сокращение потребительского кредитования являются объективными причинами, которые влекут за собой снижение совокупного потребления при соответствующем отставании темпов роста доходов населения. Потребительская корзина значительно подорожала. Это прямым образом отразится на структуре потребления, переместив его из сегмента «медиум» в сегмент «эконом». Все это может весьма негативно повлиять на темпы роста оборота розничной торговли.

 

Несмотря на некоторое замедление темпов прироста, ситуация в розничной торговле выглядит вполне благоприятной. Высокая инфляция едва ли является причиной наблюдаемого замедления: быстрый рост цен стимулирует покупки и не позволяет откладывать их на последующие периоды. Сокращение потребительского кредитования оказывает некоторое негативное влияние, однако здесь может пострадать не весь сектор розничной торговли, а лишь его часть, связанная с продажами техники. В целом же сохраняющийся отложенный спрос и изменение форматов торговых сетей, а также их рост в регионах позволяют надеяться на сохранение двузначных темпов прироста еще в течение нескольких лет.

 

Перспективы потребительского сектора действительно во многом зависят от макроэкономической стабильности и темпов роста потребкредитования. Определенный резерв у России остается, особенно в регионах. С этой точки зрения важным является преодоление огромных разрывов в развитии регионов, а также создание там банковского сектора и финансовой инфраструктуры.

 

Я позитивно оцениваю перспективы розничной торговли, поскольку рост инфляции, как правило, только подстегивает увеличение расходов населения. Рост оборота в данной отрасли будет продолжаться, поскольку идет процесс изменения стандартов потребления среди населения с невысоким и средним уровнем доходов. Дефицит кадров во всех сферах экономики на фоне демографических проблем, разрушение системы среднего специального образования - все это вряд ли будет способствовать замедлению роста зарплат, поэтому доходы населения продолжат расти. Темпы роста могут снизиться, однако вклад торговли в экономику останется по-прежнему значительным.

 

Снижение темпов роста оборота розничной торговли обусловлено, во-первых, снижением реальных доходов населения, что связано с высокой инфляцией. Во-вторых, продолжается расслоение общества. В меньшей степени это связано с ужесточением требований банков к заемщикам по потребкредитам - все-таки 50 процентов объема розницы составляет продовольствие. Потенциал рынка не исчерпан. Доля неорганизованной торговли, только по данным Росстата, составляет примерно 15 процентов рынка. Рынок продолжает структурироваться, двигаться в сторону крупных сетей, и в этом смысле ему есть куда развиваться.

 

Неснижающиеся темпы инфляции отрицательным образом сказываются на динамике оборота розничной торговли. Повышение заработной платы не успевает за ростом цен. Немаловажным фактором является также повышение доверия людей к национальной банковской системе, что выражается в притоке свободных денежных средств на депозиты. Банкам необходимо и дальше совершенствовать программы по потребкредитованию, что будет способствовать росту розничной торговли.

 

Говорить о тенденции сокращения розничного товарооборота пока преждевременно. Скорее, сокращение темпов прироста может объясняться сезонным фактором - после традиционно «потребительского» марта апрель выглядит более спокойным. Инфляционные ожидания, наоборот, будут стимулировать рост расходов и сокращать средства, направляемые на сбережения, что уже негативно сказалось на рынке банковских депозитов в I квартале 2008 года. Дальнейший рост инфляции может привести к нулевому или даже отрицательному росту депозитов физических лиц в банках.

 

Помесячные данные прироста оборота розничной торговли - это очень волатильный, изменчивый показатель, который зависит от множества факторов, в том числе и сезонных. Причиной замедления роста оборота розничной торговли помимо высокой инфляции может быть и ожидание снижения ликвидности банковской системы. Но долгосрочные перспективы розничной торговли остаются весьма позитивными. Оптимизм основан на перспективах роста экономики и благосостояния населения. Однако на ближайшее время меры по борьбе с инфляцией могут спровоцировать дополнительное сдерживание роста этого показателя.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера