Архив   Авторы  

Готов ли отечественный бизнес отказаться от бонусов?
ДелоБизнес-климат

Топ-менеджеры российских госкомпаний и госкорпораций могут лишиться бонусов. По словам министра финансов Алексея Кудрина, Минфин и Минэкономразвития прорабатывают "вопрос по уменьшению выплат бонусов как минимум на период кризиса". Последует ли частный бизнес примеру правительства? Урежет ли в связи с кризисом выплаты менеджерам компаний? Мнения предпринимателей на сей счет разделились. От +5 (готов) до –5 (не готов)

 
Слушала и записывала Наталья Саляхова
 

Если речь идет о предприятиях частных, то у государства, конечно, нет никаких оснований вмешиваться. А для государственного предприятия, в случае, если оно убыточное, никаких бонусов быть не должно. Точно так же, как это происходит на частном.

 

Безусловно, бонусы в компаниях с госучастием, компаниях, которым предоставляется государственная помощь, неприемлемы. Что касается частных фирм, то здесь решение, конечно, должны принимать акционеры. Все мы знаем, что хороший управленец дорогого стоит. И если менеджеру удалось заработать компании прибыль на сегодняшнем рынке, он свои бонусы получил честным путем. В противном случае исчезнет мотивация совершения этих бизнес-подвигов, что в нынешней экономической ситуации работает против компании.

 

На деле отмена бонусов может привести к тому, что появятся какие-нибудь скрытые механизмы поощрений, и инициатива ни к чему не приведет. Думаю, надо решать проблему соответствия размера бонусов реальной деятельности топ-менеджера. Отмена же бонусов может привести к еще более неразрешимым противоречиям.

 

Бонусы - очень важная мотивация. Отказываться от них совсем было бы неправильно и несправедливо. Но временный мораторий по бонусам ввести можно. Мы не отказываемся от бонусной программы. Вообще это предложение следует рассматривать в компаниях, которым государство оказывает помощь. Менеджмент, доказавший свою эффективность, имеет право пользоваться бонусами.

 

Мы не банкиры, не госчиновники, не оборонное предприятие, а относимся к сфере промышленного производства. Нам отказываться не от чего: "Не до жиру, быть бы живу". Для нас проблема бонусов неактуальна.

 

Существуют разные виды бонусов. Есть бонусы, связанные с прибылью компании. Другие, по сути, "зашиты" в зарплату, и это прописано в трудовом договоре. На госпредприятиях система иная. Но и здесь следует говорить о связи бонусов и прибыли по итогам года.

 

Вопрос выплаты бонусов - дело самой компании. Но в нынешних условиях те бонусы, что были до кризиса, нуждаются в корректировке. Заморозить или убрать их - решать самой компании. Топ-менеджеры, безусловно, нуждаются в мотивации. Они много работают и несут большую ответственность. Бонусы в этом случае должны быть прямо пропорциональны финансовому результату.

 

Удивительно, что руководителям госкорпораций выплачивались бонусы. Они по сути госчиновники и должны получать зарплату по тому же тарифу, что и государственные служащие. Откуда вообще берутся бонусы? Они появляются, когда люди сработают лучше, чем планировали, и от сверхприбыли получают какую-то часть. Сейчас уже забыли cаму логику этой системы поощрения, и бонусы во многих компаниях воспринимаются как официальная зарплата.

 

В этом году в качестве топ-менеджера компании я совершенно сознательно получил в четыре раза меньше бонусов и считаю эту меру абсолютно логичной.

 

Бонус в правильном понимании этого слова относится к прошедшему периоду, то есть он никогда не выплачивается вперед. Вопрос нужно рассматривать в контексте финансового состояния предприятия: может или не может оно выплачивать бонусы. Но система бонусов в том виде, как она была создана ранее, порочна. Перераспределения в интересах определенного круга лиц быть не должно.

 

Лично я не отказался бы от бонусов ни при каких обстоятельствах. Считаю, что вопрос о бонусах носит отчасти спекулятивный характер. Все должно быть основано на здравом смысле. Если компания успешно работает, то почему бы не выплачивать бонусы? Есть разница: государство оказывает компании помощь, а она их тратит на бонусы, или все идет по-честному.

 

Если это в самом деле необходимо, я могу отказаться. Правда, слова Кудрина относились к компаниям, получающим государственную поддержку. Действительно, странно одной рукой брать у государства помощь, а другой отдавать ее топ-менеджерам. В этом случае деньги налогоплательщиков шли бы не на поддержку компании, а на улучшение финансового положения управляющих.

 

Есть две проблемы, касающиеся бонусов: моральная и экономическая. Моральная - очень острая. Топ-менеджерам выплачивают бонусы даже в тех организациях, где людям снижают зарплаты. Существует также серьезный экономический аспект. Он особенно виден на примере США. Там бонусы выплачивались за сиюминутные достижения, за то, что капитализация компании увеличилась, например, на десять процентов. Это значит, что менеджеров стимулировали на краткосрочные успехи. Они точно знали, что всю жизнь в этой компании работать не будут. Но нация-то заинтересована в развитии фундаментальном, а не сиюминутном. Так вот, в среднесрочной перспективе бонусы - это катастрофа. Если думать о будущих поколениях, то надо от них отказаться.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера