Архив   Авторы  

Поможет ли «антикризисное» сокращение зарплат исправить ситуацию в отдельных компаниях и в экономике в целом?
ДелоБизнес-климат

По данным Минэкономразвития, в марте 2009 года заработная плата россиян сократилась в среднем на 5,65 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. Урезание жалованья - лишь одна из возможных антикризисных мер, но некоторые руководители предприятий считают его едва ли не панацеей для бизнеса. От +5 (поможет) до –5 (не поможет)

 
Слушала и записывала Наталья Саляхова
 

Не думаю, что такое незначительное сокращение себестоимости продукции на фоне падения выручки может что-то изменить. Общая негативная тенденция сохраняется.

 

Сокращение зарплаты - важная, но не единственная антикризисная мера, которая может помочь конкретной компании пережить кризис. Но если говорить о глобальных масштабах, то снижение зарплат приведет к значительному спаду потребительской активности по несущественным для повседневной жизни расходам и скажется прежде всего на средних по размерам компаниях и малом бизнесе, без которых выздоровление экономики будет более долгим и тяжелым. Данную ситуацию можно сравнить с двумя сторонами одной медали - дальнейшее снижение заработной платы может стать позитивным моментом для конкретной компании в плане сокращения издержек, однако это компенсируется отрицательным эффектом от спада потребления и покупательской активности населения.

 

До недавнего времени доходы во многих компаниях росли, соответственно увеличивались и зарплаты. Но ни для кого не секрет, что уровень заработной планы часто не отражал КПД сотрудника как специалиста. Оттого и сложилась такая ситуация, когда многие из тех работодателей, кто платил много, потеряли сотрудников - именно потому, что последние просто не могли отработать вложенный в них капитал. Те же, кто работал на среднерыночных условиях и при этом профессионально, в кризис не только не потеряли работу, но и значительно продвинулись по карьерной лестнице. Однако самым важным для экономики является значительно снизившаяся покупательная способность наших граждан, что является крайне негативным фактором.

 

Урезание заработных плат приведет к еще большему сокращению спроса на потребительские товары. Во время кризиса спрос надо, наоборот, стимулировать. Считаю, что сокращение зарплаты - шаг вредный с любой точки зрения и может только усугубить ситуацию. Индивидуальные решения тех или иных предприятий по урезанию заработной платы приведут к проблемам в экономике. Получается, что мы "протаскиваем" кризис дальше.

 

Если работодатель экономит на зарплатах, то необходимо помнить, что у такой меры могут быть и побочные эффекты. Например: снижение производительности труда и качества продукции, рост потерь, увеличение брака. Таким образом, в результате этой меры не столько сокращается фонд заработной платы, сколько значительно увеличиваются затраты. Вызвав негативную реакцию со стороны персонала, можно лишиться кадрового потенциала, который позволил бы развиваться дальше и успешно выходить из кризиса. Сокращение же заработной платы никоим образом не способствует преодолению нынешних экономических трудностей.

 

Не поможет. Нужно понимать, что в наших условиях заработная плата снижается не столько для того, чтобы оптимизировать бизнес, сколько в силу общего сокращения рынка: у предприятий попросту нет другого способа выжить. Этот макроэкономический показатель никак не увязан с возможностью улучшения ситуации в бизнесе, а лишь указывает на общий спад в экономике по сравнению с прошлым годом. Обнадеживающих тенденций в экономике в настоящее время не наблюдается, потому и сокращение заработной платы никак не повлияет на состояние бизнеса.

 

Сокращение заработной платы россиян - негативная тенденция, которая не поможет выйти из кризиса. Конечно, рынок труда перестал быть перегретым, многие предприятия существенно сократили издержки, но это связано с тем, что спрос на их продукцию упал, планы по развитию бизнеса были отложены, пришлось свернуть производство и так далее. Когда доходы сокращаются, люди тратят меньше, начинают экономить, уровень потребления падает. Все это не способствует выходу из кризиса. Скорее наоборот - свидетельствует о том, что непростые времена еще впереди.

 

С точки зрения экономической теории сокращение зарплат - это всегда негативный фактор, так как он ведет к снижению уровня потребления. Но в последние годы зарплаты в России росли огромными темпами. В отдельных отраслях - на десятки процентов в год. Часто это не соответствовало увеличению объемов и повышению качества выпускаемой продукции, а также росту ВВП страны и в результате привело к сильному перекосу в товарно-ценовой конъюнктуре. Снижение зарплат и небольшой рост уровня безработицы приведут к повышению конкуренции на рынке труда, что уже в среднесрочной перспективе вызовет снижение стоимости товаров и улучшение их качества.

 

На уровне компаний эффект от снижения зарплат будет положительным. Выразится он в повышении производительности труда и общем снижении издержек. А при грамотном подходе - и в повышении ответственности сотрудников. Последние будут держаться за свое место. Если говорить об экономике в целом, то эффект неоднозначен. Сокращение номинальных доходов населения приведет к снижению потребления, а значит, ударит по тем же производителям.

 

Сокращение зарплат - весьма неоднозначный шаг. Но для отдельных предприятий это выход из кризиса, так как снижение издержек помогает удержать бизнес в состоянии равновесия.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера