Архив   Авторы  

Осложнят ли крупные иностранные компании жизнь российскому бизнесу, пострадавшему от кризиса?
ДелоБизнес-климат

У иностранных инвесторов вновь просыпается интерес к России. Это наглядно продемонстрировали такие мировые корпорации, как итальянский металлургический гигант Marcegaglia, решивший построить под Владимиром завод по производству стальных труб, и южноафриканский Standard Bank, купивший 33 процента акций ИК "Тройка­ Диалог". На российский рынок намерены выйти также американская сеть ресторанов быстрого питания Burger King и французский ритейлер Carrefour. От +5 (осложнят) до –5 (не осложнят)

 
Слушала и записывала Наталья Саляхова
 

Риск усиления конкуренции вполне реален. Шансы российских компаний невысоки, если, конечно, проблема выживания не заставит их взять курс на ускоренную модернизацию и освоение новых видов конкурентоспособной продукции.

 

Здоровая конкуренция никогда никому не мешала. Это тем более актуально в условиях кризиса, когда управленческая культура и операционная эффективность становятся важнейшими составляющими успешного бизнеса. Нам точно есть чему поучиться в этой части. При этом следует определить стратегически важные отрасли, в которых лучше использовать западную практику на уровне привлеченного менеджмента, чем создавать конкуренцию за счет присутствия новых сильных западных игроков. Это должен быть ограниченный перечень отраслей и/или проектов. Отрасли со стабильным потребительским спросом к таким не относятся, на мой взгляд.

 

Приход на рынок более эффективного производителя является позитивным явлением. Иностранная компания инвестирует в производство, создает рабочие места для российских граждан. Выпускаемая продукция соответствует международным стандартам, что стимулирует других российских производителей, работающих в этой отрасли. Аналогичные вопросы поднимались и ранее, в частности с приходом в Россию группы Danone. Но после запуска нового завода этой компании "Вимм-Билль-Данн" активно инвестировал в свое производство и установил новые технологические линии.

 

Российские страховые компании не утратят своих позиций в результате появления новых игроков. В 2007-2008 годах, когда многие крупные страховщики обрели иностранных акционеров, сложилась уникальная ситуация. Во-первых, прямой перенос технологий западного страхового рынка в российские условия не всегда уместен. И, как правило, вскоре после прихода иностранцев на кадровом рынке появляются дееспособные профессиональные команды, не желающие принимать новые условия игры. Их тут же приглашают на работу чисто российские компании, которые благодаря этому повышают свой профессиональный уровень и увеличивают страховой портфель. Во-вторых, в соответствии с российским законодательством компании с иностранным капиталом не могут участвовать в конкурсах и тендерах, объявляемых федеральными структурами. Что заметно сокращает для них возможности в страховании имущества и личного страхования госслужащих. А российским страховщикам это предоставило новые шансы пополнить клиентские списки. В-третьих, мы в условиях конкуренции с иностранцами работаем уже несколько лет и не видим, в чем мы им проигрываем.

 

Российские компании имеют все шансы сохранить и даже усилить позиции, если вовремя озаботятся развитием своих брендов в тех секторах рынка, где с этим имеются проблемы. Если иностранный инвестор приходит в какую-то отрасль российской экономики, значит, он видит там потенциальный "клондайк". Речь идет об отраслях, где российские производители не могут справиться с ростом спроса со стороны отечественных потребителей или с возрастающими требованиями по качеству и ассортименту продукции. При этом инвестор часто сначала приходит как импортер и занимает вакантное место на рынке. Уже сейчас около двадцати процентов труб на российском рынке произведено на предприятиях Marcegaglia. Налаживание производства на месте - это, по сути, одна из моделей импортозамещения. Но отечественные предприятия должны обеспокоиться: это сигнал о том, что пора подумать о промышленном маркетинге.

 

Российские компании на потребительском рынке могут утратить свои позиции вследствие внутреннего кризиса, а не из-за появления новых игроков. Наши "федеральные" предприятия, которые завоевывали территории зачастую в ущерб эффективности, пересматривают свои стратегии. И сегодня создается уникальная возможность для регионалов: западники еще только выходят на рынок, а "федералы" не так агрессивны.

 

Доля иностранных компаний не будет критичной. К утрате крупнейшими игроками своих позиций скорее могут привести кризисные явления, нежели наступление западных конкурентов. Здоровое соперничество активизирует внутренние резервы российских компаний. С высокой долей вероятности можно утверждать, что иностранная экспансия не примет массового характера. Это будут единичные сделки, которые не окажут прин­ципиального влияния на распределение сил на рынке.

 

У меня складывается впечатление, что за последние месяц-два интерес западных компаний к инвестициям в Россию значительно возрос. И скоро этот интерес трансформируется в реальные проекты, которые пойдут на пользу российской экономике. Западные инвестиции - это всегда новые технологии, рабочие места и современная культура производства. Конечно, с приходом западных инвесторов ряд российских компаний может потерять свои позиции, но эта потеря благоприятно отразится на нашей экономике.

 

В условиях начавшейся "распродажи" активов приток иностранных инвестиций может оживиться. И расстановка сил между отечественными и иностранными игроками в отдельных сегментах рынка вполне может поменяться. Но с учетом немалых проблем у самих потенциальных инвесторов в ближайшее время этот процесс не примет массового характера.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера