Архив   Авторы  

Надо ли россиянам покупать иностранные промышленные активы?
ДелоБизнес-климат

Российские инвесторы заключили крупнейшую сделку по приобретению активов за рубежом. Пул компаний, в который вошли российские Сбербанк и ГАЗ и канадский производитель автокомпонентов Magna, купил у обанкротившегося концерна General Motors контрольный пакет акций немецкой компании Opel. Один из ведущих автопроизводителей мира фактически перешел в руки российских акционеров. От +5 (надо) до -5 (не надо)

 
Слушала и записывала Наталья Саляхова
 

Одно из основных правил бизнеса гласит: "Не вкладывайте деньги далеко от дома". Еще есть такое мнение, что не стоит открывать предприятие Б, если до конца не использованы ресурсы предприятия А. С точки зрения бизнеса, данная сделка вызывает много вопросов и сомнений. Но поскольку помимо бизнеса есть еще и понятие "политика", то смысл, может, и есть.

 

Не вдаваясь в экономические и финансовые подробности подобных сделок, считаю политически правильным шагом то, что наши российские компании становятся акционерами ведущих западных концернов. Это усиливает позиции нашей страны за рубежом, кроме того, это поможет развитию отечественной промышленности за счет использования инновационных технологий и зарубежного опыта производства. Это хороший шанс для наших производителей стать конкурентоспособными не только в собственной стране, но и в качестве экспортных поставщиков.

 

Приобретение данного актива - положительный момент и с точки зрения инвестиций, и с точки зрения поддержки российской автомобильной промышленности. Возможность использования технологий и опыта Opel на мощностях российского автозавода ГАЗ открывает перед последним новые перспективы.

 

Надо. И на это есть две причины. Первое - у нас существует задача максимальной интеграции в западное сообщество. Второе - это возможность вдохнуть новую жизнь в российский автопром.

 

Кризис создает хорошие возможности для получения новых технологий, ранее недоступных для России. Однако даже сейчас успешные предприятия никто не продает. Российским инвесторам достаются проблемные активы, которые требуют существенных вложений. Если исходить из того, что мировая экономика постепенно выходит из кризиса, мы можем позволить себе такие траты. Однако есть вероятность, что негативные процессы затянутся на несколько лет. В итоге России придется либо ограничивать поддержку собственных предприятий для сохранения рабочих мест, скажем, в ФРГ, либо избавляться от полученных компаний.

 

Вопрос лежит не в плоскости нужно или нет. Если мы в состоянии приобрести дешевый и потенциально прибыльный актив, то такие покупки оправданны. Нам, как и всем странам мира, имеет смысл использовать средства суверенных фондов для осуществления подобных инвестиций. Это является некоторой заменой покупкам государст­венных облигаций, которые исторически осуществляют в США и странах Европы центральные банки и различные фонды. При этом следует использовать опыт корейских автопроизводителей, которые начинали со сборки чужих автомобилей, затем сделали акцент на развитие собственной индустрии, имея в своем распоряжении достаточно емкий местный рынок сбыта. Они приобретали технологии и развивали собственные и сумели подняться до уровня, позволявшего вступить в конкуренцию за европейские рынки сбыта. Точно такой же путь должна пройти и Россия - рынок сбыта огромный, есть база для развития технологического потенциала и средства для инвестиций.

 

Покупка иностранных активов не ускорит выход из кризиса. Напротив, российские компании подвергают себя дополнительным рискам. Так, до середины прошлого года оправданием таких покупок служили якобы великолепные перспективы приобретаемых компаний. Сегодня дается другое объяснение: активы якобы оценены дешево. Но в обоих случаях главное слово - "якобы". В сегодняшней экономической ситуации лучше приобретать иностранные технологии, а не активы, поскольку главная беда российской экономики - низкая производительность труда. Чем закончится эксперимент с Opel? Даст ли он что-то отечественной экономике? Большой вопрос. С точки зрения обывателя - это просто вывод денег за рубеж. Да, мир получил красивое бизнес-шоу: "русские медведи" купили один из лучших производственных активов в стране с сильными традициями автомобилестроения. Бизнес-аналитики теперь будут следить за развитием событий и делать ставки. Но кто купил Opel? ГАЗ - практически банкрот. Ему не удалось "раскрутить" "Волгу" и толком запустить американские технологии Siber. Бурные аплодисменты Олегу Дерипаске, который будучи перегружен кредитами еще продолжает что-то покупать. А для Сбербанка Opel - непрофильный актив. Непонятно, какая карта действительно разыгрывается в этой партии.

 

Вопрос необходимо рассматривать с точки зрения инвестора, золотое правило которого гласит: покупать надо тогда, когда цена минимальна. Я считаю, что дно кризиса уже пройдено, и сейчас начнется оживление мировой экономики. Что бы сегодня ни покупалось, цена будет заведомо ниже, чем когда бы то ни было. Соответственно, настоящий момент - самый удачный для совершения подобных покупок. Герман Греф сделал очень правильный ход.

 

Сделка с Opel не принесет России ощутимых дивидендов. В краткосрочной перспективе из-за того, что новые хозяева автоконцерна могут быть восприняты европейцами как "стервятники", жаждущими легкой добычи. Также сделка может иметь и долгосрочные негативные последствия - в случае неудачи по санации Opel все недочеты и ошибки припишут россиянам. Кроме того, если вспомнить сделки M&A за последние 2-3 года, заключенные российскими инвесторами в Европе, то, кажется, только у "ЛУКОЙЛа" все более или менее удачно. Покупки "Группой ГАЗ" завода LDV в Англии, "Амтелом" голландской шинной компании Vredestein, концерном "Калина" косметической компании Dr. Scheller не привели ни к чему хорошему - эти активы заставили покупателей влезть в долги и все равно были или будут закрыты.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера