Архив   Авторы  

Пришло ли время ослаблять антикризисную оборону?
ДелоБизнес-климат

Судя по опросу, проведенному недавно РСПП, российские компании не драматизируют прогнозы относительно наступления новой волны кризиса. Более того, во второй половине года многие планируют сократить количество предпринимаемых антикризисных мер. В свою очередь о сворачивании таких мер на государственном уровне задумались и министры финансов "большой восьмерки". По их мнению, слишком активное вмешательство властей способно повредить мировой экономике, в которой наметились признаки "выздоровления". От +5 (пришло) до –5 (не пришло)

 
Слушала и записывала Наталья Саляхова
 

Ослаблять внимание к кризисным явлениям пока не время. На сегодняшний день становятся понятны последствия тех проблем, с которыми столкнулась экономика во время кризиса. Прежде всего это отсутствие масштабного кредитования. Пока нет четкой, понятной стратегии, за счет чего можно выйти из кризиса.

 

Рекомендую воздерживаться от чрезмерного оптимизма по поводу второй волны - она действительно может быть менее значительной, чем первая, но она обязательно будет, ее отсутствие стало бы невозможным чудом. Прогноз же РСПП нужно рассматривать через призму данных об уже произошедшем падении производства - после столь глубокого снижения возможности дальнейшего сокращения весьма ограниченны, все действительно лишнее уже сокращено и остановлено. Об ослаблении же антикризисной обороны речь вообще идти не может - кризис помог очистить экономику от некоторых совершенно неэффективных и нежизнеспособных производств, другим же дал шанс повысить эффективность, причем повысить ее не для того, чтобы немедленно вернуться к прежнему состоянию после того, как кризис кончится. Он действительно кончится, но жить предприятиям еще долго придется в состоянии, похожем на наблюдающуюся сейчас антикризисную оборону.

 

Считаю, что надо работать в заданном направлении и внимательно следить за статистическими данными. Май текущего года показал, что падение производства составило семнадцать процентов. Есть антикризисный план правительства, его надо выполнять и вырабатывать новые методы кризисного управления с учетом мнения более широкого круга предпринимателей, общественных организаций, экспертов.

 

Принятые антикризисные меры были не очень эффективны, и сейчас мы реально видим усеченную возможность финансирования экономики. Модернизация и инновации невозможны при отсутствии дешевых и длинных денег. Действительно, сейчас народ устал от кризиса и думает, что хуже быть не может. Но говорить о том, что антикризисную оборону нужно ослаблять, я бы не стал. Ситуация на внешних рынках складывается для России очень и очень удачно, но нам еще нужно научиться правильно ее использовать. Сейчас многое грозит стать генератором новой волны кризиса, а посему я бы поставил здесь твердый нолик. И назвал бы это состояние "ситуацией спокойного выжидания".

 

Как сказал наш президент, еще не пришло время пить шампанское. Никаких ощутимых признаков того, что кризис ослабил свое давление и проблемы закончились, у меня нет. Наоборот, надо усилить бдительность и продолжать бороться с кризисными явлениями.

 

Пришло время не ослаблять или усиливать антикризисную оборону, а привыкнуть и приспособиться к новым правилам игры. До многих уже дошло, что кризис - это надолго. Как сказал Дарвин, выживают не самые сильные и не самые умные, а те, кто быстрее всех адаптируется к переменам. Если вы не "АВТОВАЗ" и не "Газпром", то помощи от государства можно не ждать. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Сознавая это, все больше компаний разворачивается в сторону построения эффективного менеджмента. А его краеугольные камни сегодня - реальная стратегия, прозрачные финансы и сильные продажи.

 

Пока нет оснований предполагать, что восстановление экономики будет быстрым. Скорее всего экономика достаточно долго продолжит болтаться вверх-вниз около дна. Мы наблюдаем повышение интереса к нашим услугам по сравнению с концом прошлого - началом этого года. Вероятно, это связано с тем, что многие клиенты могут уже сформировать достаточно надежный прогноз своих результатов на этот год. Однако платежеспособный спрос сократился значительно. Поэтому антикризисные программы останавливать время еще не пришло.

 

Действовать надо по обстоятельствам. У кого-то ситуация улучшается, у кого-то наоборот. Но у многих антикризисная оборона уже ослаблена. Для того чтобы перейти к активным действиям на рынке, нужно нечто большее, чем временное улучшение ситуации. Для того чтобы перейти к агрессивному развитию, нужны ресурсы. Между тем финансовый сектор не может кредитовать, так как у него нет денег. Еще одна причина, из-за чего компании не могут активно развиваться, - на них висят старые долги.

 

Не пришло еще время для оптимизма. Даже если тенденция в экономике сменится на положительную, чего пока не произошло, ущерб, уже нанесенный кризисом за прошедшее время, требует компенсации. Поэтому переходить от антикризисного управления к ординарному нужно не раньше середины осени 2009 года.

 

Безусловно, не пришло. Антикризисную программу я бы рекомендовала проводить еще года полтора - до конца 2010-го. Если ситуация вдруг резко улучшится, будем считать это неожиданной удачей. Основные меры сегодня связаны с оптимизацией структуры бизнеса, жестким контролем над расходами, поиском новых (менее рисковых) источников дохода, оценкой перспектив рынка. Для банковского сектора основными проблемами являются качество активов и недостаточность капитала, особенно к концу 2009 года. Сворачивать антикризисные меры точно рано.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера