Архив   Авторы  

Ощущаете ли вы на собственном бизнесе признаки выхода экономики из кризиса?
ДелоБизнес-климат

На прошлой неделе Япония "официально" вышла из рецессии. Институт экономических и социальных исследований страны объявил о том, что национальный ВВП во втором квартале 2009 года вырос на 0,9 процента. Таким образом, Страна восходящего солнца присоединилась к другим ведущим экономическим державам - Германии и Франции, где уровень производства также начал расти. Положительные сдвиги в мировой экономике создают все более благоприятную почву для разговоров о долгожданном выходе из кризиса. От +5 (ощущаю) до -5 (не ощущаю)

 
Слушал и записывал Артем Никитин
 

На нашем бизнесе пока нельзя четко проследить тенденцию окончания кризиса: покупателям больше нравится думать о последующем снижении цен и более выгодных предложениях осенью, чем о том, что цены опять пойдут вверх, поэтому многие из них находятся до сих пор в поиске и ожидании. Тем не менее на рынке эксклюзивной недвижимости продолжают идти сделки по очень дорогим объектам, покупатели используют возможность, появившуюся именно в период кризиса, приобрести объекты, которые в период активного роста цен не было в продаже.

 

На мой взгляд, сейчас можно говорить не столько об окончании экономического кризиса, сколько о завершении падения мировой экономики - при этом еще неясно, сколько времени потребуется для возобновления роста. Что касается России, то, с одной стороны, налицо наметившиеся структурные улучшения и некая стабилизация, а с другой - сохраняется вероятность второй волны кризиса. Но в своем бизнесе сегодня мы отмечаем перемены к лучшему. Так, например, в начале кризиса мы были вынуждены ужесточать условия кредитования, а сейчас их смягчаем. Конечно, на докризисный уровень ставки вернутся еще не скоро, но динамика позитивна.

 

Полагаю, что быстрого выхода из кризиса не произойдет. Особенно в России, так как она и вошла в него почти на год позже, чем США. Предпосылок для восстановления экономики уже этой осенью, исходя из нашего бизнеса и общения с клиентами, я не вижу. Рост ВВП в таких крупных странах, как Япония, Франция и Германия, - это, безусловно, хороший индикатор, но недостаточный для таких громких заявлений. Необходимо также учитывать индекс потребительской активности и данные по безработице, которые все еще оставляют желать лучшего. Кроме того, если основная проблема западных банков в "плохих" финансовых инструментах на их балансах, то для российских - это невозвраты кредитов и большой риск корпоративных дефолтов.

 

О завершении кризиса в инвестиционном бизнесе, по крайней мере ориентированном на розницу, можно было говорить еще весной. Приток клиентов вырос в несколько раз, а определенная стабилизация на фондовом рынке повысила активность частных инвесторов. Как результат, уже в апреле можно было говорить о восстановлении, а в мае - о выходе на новые максимумы. Сейчас идет сезонный спад, на который не особо влияет внешний фон. Распространена точка зрения, что Россия будет восстанавливаться с лагом в год-полтора по отношению к мировой экономике. Это способствует всплеску негативных настроений.

 

Для авиации осень - всегда начало затяжного периода пониженного спроса. А кризис лишь добавил масла в огонь. Те, кто из последних сил позволил себе потратиться на летний отдых, вряд ли станут нашими клиентами зимой. Перевозчики во всем мире планируют невиданные доселе убытки. Их надо попытаться минимизировать, а значит, сокращать все, что можно: программы полетов, производственные инвестиции и, к сожалению, персонал. Главный же вопрос - где занять денег, чтобы дожить до весны, - пока без ответа. Принять какие-то действия по повышению тарифов мы не можем из-за жесткой конкуренции. Более того, львиную долю услуг и то же топливо мы получаем от монополистов. А есть информация о серьезном удорожании авиакеросина в сентябре, что совсем некстати.

 

Угольная отрасль входила в кризис немного позже остальных. Сначала "полетели" металлурги, которые стали снижать потребление кокса и угля... Пока платежи на внутреннем рынке не восстанавливаются и наша компания не чувствует окончания кризиса. Более того, мы поставляем уголь в Японию и очень удивлены сообщениями о выходе этой страны из рецессии. Ощутимого роста потребления электроэнергии и угля там нет. Макроуровень - это одно, а реальная экономика - другое.

 

Клиентами нашей компании являются и строители, и промышленники. Среднее снижение объемов производства по сравнению с прошлым годом - около 50 процентов, при этом отрасли, ориентированные на строительство, ужались еще больше. Небольшой рост в летние месяцы заметен, но связан скорее с сезонным фактором, чем с тенденцией глобального оздоровления экономики. В целом же на внутреннем рынке пока не заметно окончание финансового кризиса.

 

По нашим наблюдениям, в строительной отрасли происходит увеличение заказов: активизируются процессы, связанные с производством кирпича, с поставкой металлов, начинается движение на заводах крупнопанельного домостроения. Новые инвесторы принимают решение начинать строительство в регионах, и появляется некая уверенность в будущем. Можно ожидать, что в ближайшее время произойдет смещение векторов и рынок станет более активным, что свидетельствует о выходе из кризиса. Нельзя, впрочем, ожидать, что произойдет резкий скачок, скорее это будет плавный выход, может, даже многолетний.

 

Я ощущаю определенную стабилизацию экономики. Об этом свидетельствуют, в частности, снижение ставки по кредитам АИЖК и ставки рефинансирования Банка России, а также более активная работа банков по кредитованию реального сектора, реструктуризации текущего кредитного портфеля, увеличение объемов размещаемых депозитов. Но напряженность в отдельных секторах, в частности в финансовом и строительном, еще не спала. Думаю, что показательной в плане дальнейшего развития событий станет осень 2009-го - весна 2010 года. После этого можно будет делать более четкие прогнозы.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера