Архив   Авторы  

Не пора ли отечественному бизнесу брать в свои руки рычаги управления ЖКХ?
ДелоБизнес-климат

Президент Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку детально разобраться в причинах резкого роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. В целом они известны: по словам премьера Владимира Путина, прикормленные организации и компании на муниципальном уровне выставляют монопольно высокие тарифы и цены на обслуживание. Между тем в России создан Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства. На его работу выделено 240 миллиардов рублей бюджетных средств. От +5 (пора) до –5 (не пора)

 
Слушали и записывали Наталья Саляхова, Дарья Кузнецова
 

В долгосрочной перспективе - да. Но для стимулирования привлечения инвестиций в ЖКХ государству необходимо обеспечить долгосрочную, прогнозируемую тарифную политику. Обоснованность тарифов должна подтверждаться аудитором, причем не региональным, а крупными аудиторскими компаниями с безупречной репутацией.

 

Во всем мире ЖКХ - это один из ключевых бизнесов для малых и средних предпринимателей. Здесь очень высокая рентабельность. Пришла пора конкурировать с государственными организациями. Если будет конкуренция, то и тарифы обязательно сократятся.

 

Конечно, пора. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой настоящий простор для инвестиций. Для потенциальных инвесторов этот рынок очень интересен, так как вложенные деньги в результате обязательно окупятся. Здесь пока нет крупного игрока, который бы занимал большую часть рынка, - ниша охвачена разрозненными игроками. Тот, кто первым сюда придет, непременно окажется в выигрыше.

 

По сути дела именно усиление государственного регулирования этой сферы привело к тому, что стал возможен ускоренный рост тарифов. Если сегодня мы оставляем в ЖКХ все как есть и продолжаем усиливать регулирование из федерального центра, то, конечно, бизнесу ЖКХ не нужно. Потому что чем больше госрегулирования, тем больше неопределенности для тех игроков, которые хотели бы зайти на этот рынок. Если мы хотим, чтобы меньше росли тарифы, то нужно создавать конкуренцию, а значит, уменьшать госрегулирование и создавать рыночные отношения.

 

Бизнесу могут быть интересны в основном формирование (в процессе приватизации и покупки у более слабых частных владельцев) из нескольких региональных систем ЖКХ крупной публичной компании и ее последующая продажа.

 

Все зависит от первоначальных условий, на которых предполагается в этот бизнес входить. Например, эксплуатация зданий - никто не захочет принимать в эксплуатацию старые сооружения. Они заведомо нерентабельны, и успешного бизнеса там не построить. Думаю, что постепенно ЖКХ станет негосударственным. Оказание услуг - не функция государства. Нужно отрегулировать процесс таким образом, чтобы там была стабильная прибыль. В этом случае бизнес будет заинтересован двигаться в данном направлении. Это задача государства. Конкуренция пойдет ЖКХ на пользу. В целом этот бизнес очень перспективен.

 

На текущий момент частный бизнес весьма неохотно идет в сегмент ЖКХ, что обусловлено как законодательными причинами, так и высокими рисками. Несмотря на рост тарифов в секторе на 10-20 процентов в год, рентабельность бизнеса оставляет желать лучшего. В первую очередь из-за высокой степени изношенности инфраструктуры. Например, по некоторым оценкам, потери при транспортировке тепловой энергии до потребителей составляют около 40 процентов. Под вопросом и возможность дальнейшего увеличения тарифов: Фонд содействия реформирования ЖКХ предложил зафиксировать уровень тарифов на газ, тепло и воду в трехлетнем бюджете. Полагаю, ЖКХ может быть интересно предпринимателям. Государство планирует вложить в инфраструктуру ЖКХ более 100 миллиардов долларов в ближайшие пять лет. Получить кусок этого пирога смогут лишь те, кто имеет доступ к госчиновникам, определяющим правила игры. Предположу, что заниматься ЖКХ под силу только крупному бизнесу.

 

Это сложный, но интересный бизнес. Вести его надо учиться. У нас пока умением работать в ЖКХ практически никто не владеет. Я знаю нескольких бизнесменов, которые очень успешны в этом бизнесе. Там неплохая норма прибыли.

 

Безусловно, это выгодный бизнес. Мировой опыт показывает, что компании этого сектора не принадлежат государству. Убежден, что только частный бизнес может вывести ЖКХ из того печального положения, в котором оно сейчас находится. Прежде всего это касается нормальных расчетов за услуги: у большинства компаний из этого сектора нет нормальных лизинговых систем, и клиенты не могут понять, сколько они должны, сколько они заплатили, в какой период. Нужно наводить порядок, и только частные компании смогут это сделать.

 

Разные объекты ЖКХ имеют разную привлекательность: в зависимости от износа инфраструктуры, от уровня платежеспособности членов каждого конкретного ТСЖ. Даже если убрать все административные препоны, устранить коррупционные факторы, то лишь небольшая часть коммунального хозяйства будет освоена бизнесом. Типичная картина, особенно в небогатых регионах: ветшающее жилье, где проживают люди, которым с трудом хватает денег на еду. Здесь никаких доходов в сфере ЖКХ быть не может, одни убытки. А если нет прибыли, то что здесь делать бизнесу, тем более малому, который не может позволить себе благотворительность? Большая часть сферы ЖКХ - это поле не для бизнеса, а для государственной благотворительности. Без постоянной подпитки из госбюджета здесь ничего сделать нельзя. Отсюда, как следствие, вытекает и неизбежная коррупциогенность этой сферы. Возлагая надежды на то, что бизнес вдруг каким-то чудом наведет порядок в ЖКХ, государство, с одной стороны, расписывается в собственной неполноценности, а с другой - хочет в качестве главного виновника проблем выставить бизнес, который не хочет, засучив рукава, броситься на прорыв.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера