Архив   Авторы  

Cильно ли подорожает еда?
ДелоБизнес-климат

Минэкономразвития повысило прогноз по инфляции на 2010–2011 годы. По словам заместителя главы министерства Андрея Клепача, рост потребительских цен по итогам текущего года составит 7,5–7,8 процента. Понятно, что речь идет в основном о продовольственных товарах, в том числе и в розничной торговле. Бегству с полок и подорожанию продуктов в магазинах уже подала сигнал любимая россиянами гречка... От +5 (не сильно) до –5 (сильно)

 

В результате климатических аномалий подорожание многих продуктов питания неизбежно, и все — производители, ритейлеры и потребители — уже ощутили его на себе. К примеру, наша компания является крупнейшим промышленным потребителем картофеля, и мы видим, что потери урожая превышают 50 процентов. Нам придется снова обратиться к импорту. В сложившейся ситуации смягчить инфляционный удар могло бы введение временного (на период с января 2011 года — на шесть месяцев) снижения ввозной таможенной пошлины на столовый картофель с одновременным обнулением пошлины на семенной. Такая мера позволила бы высвободить дополнительные объемы картофеля для реализации в 2010 году за счет семенного фонда, а к посевной пополнить его за счет зарубежных поставок.

 

Проблем с мясом не ожидается. На рынок вернется американская курятина плюс растущее предложение российских птицеводов. Можно смело сказать, что спрос будет удовлетворен. Птица заполняет мясной рынок на 40 процентов. В промышленном свиноводстве также наблюдается прирост. А производители говядины сократят поголовье скота, так как кормов из-за засухи будет меньше — тут все будет зависеть от объемов импорта. В целом у меня позитивный взгляд на вопрос.

 

С учетом пожаров и засухи, снижения общей урожайности зерновых и, как следствие, запасов зерна в хранилищах можно ожидать подорожания продуктов питания. Учитывая, что ущерб еще не подсчитан — а Минэкономразвития ранее прогнозировало инфляцию на уровне 6—7 процентов, — можно сделать вывод, что это не последняя корректировка в сторону ее увеличения. Ведь государство, помимо прочего, тратит дополнительные средства на ликвидацию последствий аномального лета.

 

Я думаю, пик инфляции придется на осень — весну, когда мы будем пожинать плоды (то есть «наслаждаться» их отсутствием) небывалой засухи лета 2010 года. Скорее всего, инфляция по итогам года будет не меньше 10 процентов, следующего, по крайней мере первого полугодия, 2011 года — в этом же диапазоне. Начнется все традиционно с хлеба и молока и закончится бензином и ценами на проезд в транспорте. Ничего критического в этом я не вижу по двум причинам: во-первых, власти искусственно сдерживали инфляцию последние два года, и пришло время ослабить жесткую позицию по этому вопросу, во-вторых, россияне привыкли, что все катаклизмы напрямую отражаются на состоянии кошелька. С другой стороны, в ряде отраслей кризис окончательно не преодолен, поэтому инфляционные перекосы, которые в конечном счете дойдут до всех, могут существенно затормозить развитие некоторых секторов экономики.

 

Это преувеличенные слухи. Паника раздута прессой и заинтересованными лицами. К бизнесу это отношения не имеет. Спекуляции в меньшей степени базируются на реальной ситуации в экономике.

 

Рост цен будет ощутимый. Это отражает реальную ситуацию. Я связываю это с нестабильным курсом рубля и экономики в целом , проблемами производителей и поставщиков продуктов.

 

Мы привыкли к тому, что прогноз инфляции обычно занижен. В этой связи инфляционные ожидания, заложенные в бизнес-планы и, следовательно, тарифную политику большинства участников рынка, были выше тех значений, которые правительство указывало в начале года. Аномальные погодные условия и проблемы с урожаем, безусловно, будут способствовать росту цен. Но значительного удорожания я не жду.

 

Проблема цен на продовольствие неизбежно выходит за рамки экономики в большую политику. Возможно такое развитие ситуации, когда цены резко взлетят вверх, при том что объективных экономических предпосылок к этому не будет. Есть объективные обстоятельства, подстегивающие страхи у населения с низким уровнем доходов, которое традиционно питается с огородов — во многих регионах в этом году из-за жары неурожай. Это значит, что резко увеличится нагрузка на нижний ценовой сегмент рынка. А отсюда ажиотаж легко может перекинуться и на весь рынок в целом. Это вопрос, с одной стороны, массовой психологии, а с другой — способности власти разрулить ситуацию. Если с нестабильностью на продовольственном рынке будут бороться так же, как и с торфяными пожарами, то нас ожидает много неприятных сюрпризов.

 

Да, сильно, так как мировые цены на сельхозсырье увеличились значительно, и во многом из-за российской засухи. Кофе подорожал на 29 процентов с начала года, пшеница — на 18, свинина — на 13, апельсиновый сок — на 7 процентов. За последние три месяца рост цен значительно ускорился: плюс 55 процентов по сахару, плюс 44 процента по пшенице, 15,5 процента по кукурузе, 9 — по говядине. Переработчики этих продуктов оказались не готовы к этому (а ведь могли бы вовремя захеджироваться!) и теперь попробуют переложить рост цен в конечную продукцию. Естественно, что государство будет пытаться бороться с потребительской инфляцией, но маржа продуктовых ритейлеров не настолько высока, чтобы можно было компенсировать рост оптовых цен. Скорее все пойдет по сценарию 2007 года — тогда ритейлерам пришлось маневрировать ценами на продукты более дорогого сегмента, чтобы компенсировать убытки по товарам первой необходимости... Думаю, продуктовая корзина подорожает на 12—15 процентов. Больше всего — мясо, гречка уже подскочила в цене, меньше — рис.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера