Архив   Авторы  

Является ли управление бизнесом через офшор преступлением?
ДелоБизнес-климат

Аэропорт Домодедово вновь оказался в эпицентре взрыва. На сей раз «бомбу» взорвали сами российские власти. «Коммерческие структуры должны быть открыты для диалога, прозрачны, а не прятаться и не уходить от ответственности», — отметил Дмитрий Медведев, добавив, что истинный владелец аэропорта скрыл свое лицо за бенефициарными структурами. По данным Счетной палаты, Домодедово принадлежит компании, зарегистрированной на Кипре. Прокуратура в свою очередь утверждает, что этот факт входит в противоречие с интересами государства. От +5 (является) до –5 (не является)

 

Если бизнесом управляют эффективно, то географическая принадлежность не так уж и принципиальна. А аэропорт Домодедово стабильно развивается. Конечно, это плохо, что собственники неизвестны. Проблема в том, что люди боятся рассказывать о своей собственности. Потому что либо государство так плохо защищает собственников и они боятся раскрываться, либо имеет место какая-то деятельность владельцев в обход закона. Задача государства сделать так, чтобы собственник не испытывал страха, рассказывая о себе.

 

Мы говорим об устоявшейся форме владения. Большинство крупных компаний так или иначе структурированы через офшоры. Те же госкорпорации также действуют через офшорные структуры. Вот это для меня более чем странно. Вообще это очень избирательный вопрос: все зависит от того, под каким углом его рассматривать.

 

Да, это криминал. Особенно если это касается такого крупного, социально значимого и ответственного бизнеса, как аэропорт Домодедово. На карту ставится безопасность пассажиров — миллионов людей. Такими проектами должны управлять точно не офшорные компании, а конкретные люди, которые несут ответственность за каждого пассажира.

 

За все отвечает генеральный директор. Акционеры не несут ответственности за деятельность компании. В российском законодательстве это прописано.

 

Если в Уголовном кодексе РФ прописано, что владеть крупным бизнесом из-за рубежа — это преступление, значит, это действительно криминал. Если не прописано, значит, не криминал. Нельзя сегодня наказать за проступок, который вчера таковым не являлся. Я не вижу никакой проблемы в том, что можно владеть бизнесом из-за рубежа. В условиях глобального мира это нормальная практика. Квалифицированная команда не просто будет управлять предприятием, она поделится своим опытом, навыками, методами работы. Эти знания до сих пор дефицитны в нашей стране. Что касается объектов, имеющих стратегическое значение (аэропорты, оборонные предприятия и т. д.), то здесь в первую очередь вопросы стоит решать в законодательном поле.

 

Мне кажется, что тут скорее можно говорить о проблеме недостаточной прозрачности структуры собственности, так как вряд ли Домодедово управляется из-за границы. И вероятнее всего то, как именно это происходит, известно компетентным органам. Прятаться за структурой бенефициарных компаний-офшоров — очень распространенная, но, к сожалению, вынужденная схема владения всем крупным российским бизнесом. Исключения здесь редки. Я не могу назвать это криминалом, ибо российские реалии 90-х вытолкнули собственников в офшоры, а особенных стимулов вернуться, к сожалению, пока недостаточно. Кроме того, сегодня уже весьма распространена практика управления зарубежными компаниями из России, и таких примеров становится все больше. В то же время нельзя не отметить, что Домодедово управляется достаточно успешно, показывая пример того, как частные деньги инвестируются в транспортную инфраструктуру. В проблемах с безопасностью, которые возникли в Домодедово, вряд ли можно винить только собственника аэропорта.

 

Пока все происходит в рамках действующего законодательства. Если исходить из того, что государство должно в большей мере контролировать ключевые отрасли, в том числе и транспортную, то имеет смысл подумать, стоит ли туда вообще допускать частный бизнес. Очень сложно в рамках каких-то правовых конструкций создать такую систему, которая, например, для транспортных предприятий не будет допускать управления из офшорных зон, а другим позволит это делать. Нужны единые правила. Следует понимать, что законодательство придется изменить для всех. Пока я не понимаю, что хотят реально сделать в этом направлении.

 

Действительно, руководство аэропорта Домодедово не в первый раз становится объектом критики. Но я предлагаю вспомнить: где, в каком законе указано, что владелец обязан называть себя в качестве собственника компании, не связываясь при этом с какими-либо структурами, в том числе зарубежными, в том числе офшорными? Уверяю, нет такого закона. С учетом отсутствия в России эффективной системы защиты собственности существующее поведение конечных выгодоприобретателей представляется разумным и обоснованным. Полностью согласен с Дмитрием Медведевым в том, что не следует прятаться и уходить от ответственности. Но позволю себе напомнить, что ответственности без вины не бывает, так декларируется еще со времен римского права. И давайте посмотрим на корпоративную структуру компаний более крупных, нежели собственники Домодедово. Зачастую там очень схожее положение дел в том, что касается корпоративной структуры. Вне всяких сомнений, считать управление крупным бизнесом из-за рубежа криминалом абсолютно неправильно в силу как чисто юридических, так и фактических причин.

 

Случай с Домодедово не уникален. В России многие компании управляются из офшоров. Если речь идет о частных владениях, то это могут быть и больницы, и нефтяные компании. Это выгодно с точки зрения налогов. Кроме того, когда собственность находится за рубежом, это значит, что сразу «не наедут». Защита собственности у нас в стране проблема номер один. Офшоры — некая протекция от возможного давления, от рейдерских атак и от взаимодействия с административными органами. Конкретно к Домодедово внимание привлек теракт, кроме того, можно предположить, что существуют планы по реструктуризации отрасли. Время от времени возникают мысли о вреде офшоров. Когда-то, к примеру, много говорили о необходимости изменения законодательства и деофшоризации страны. Но ничего так и не было сделано, все кануло в Лету.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера