Архив   Авторы  

Нужен ли России собственный авиапром?
ДелоБизнес-климат

В этом году Россия оказалась самой опасной страной для авиапассажиров. Это подтверждают не только оценки Международной ассоциации воздушного транспорта, но и факты, видимые всеми, — частые падения российских лайнеров. После трагедии под Ярославлем президент Дмитрий Медведев поручил радикально сократить количество авиакомпаний, а главное — обновить авиапарк за счет покупок в основном зарубежных самолетов. От +5 (да) до –5 (нет)

 

Определенно нужен! Такая большая страна, как Россия, с таким населением и территорией просто обязана иметь собственную авиацию.

 

Нужен. России необходима развитая и конкурентоспособная авиационная промышленность. На это есть множество причин. Это и сбережение традиций блестящего советского авиастроения вместе со знаменитыми предприятиями и десятками тысяч рабочих мест, и сохранение высокодоходной статьи российского экспорта (в первую очередь это касается военной авиатехники). Не надо забывать и о том, что авиастроение — это наукоемкое производство, которое может вытянуть ряд направлений в научно-исследовательской сфере. Если говорить о распределительном электросетевом комплексе, то для нас авиаоблеты линий электропередачи становятся все более востребованными — для мониторинга их состояния, для внедрения инновационных разработок вроде лазерного сканирования, когда оборудование размещается на вертолетах, малоразмерных самолетах или беспилотниках.

 

Очень нужен. Авиапром — это колоссальный бизнес, создающий спрос на товары и услуги тысяч предприятий. Причем из самых разных отраслей: тяжелая и легкая промышленность, наука, образование. Это, в свою очередь, вызывает спрос на инвестиции, на финансовые услуги, на квалифицированную рабочую силу, на талантливых и инициативных людей. Все это у нас было и в какой-то степени еще есть, а конкурентов — минимум: США с Boeing да общеевропейский Airbus. Спрос на современную, экономичную и безопасную авиатехнику высок во всем мире. С нашими расстояниями он всегда будет высок и на внутреннем рынке. Рубль, потраченный государством в этом направлении, поведет за собой частные инвестиции и вернется сторицей через налоги с предприятий и работников этой ресурсоемкой отрасли. Вместо дальнейшей покупки иномарок можно создать новый экспортный потенциал. Достаточно посмотреть на опыт строительства океанских суперлайнеров в соседней Финляндии.

 

Собственный авиапром России нужен, но не ценой человеческих жизней и поощрения явно неэффективных и непрофессиональных производств и предприятий. Вместо того чтобы дотировать отечественного производителя и выставлять заградительные импортные пошлины на иностранную авиатехнику, государству было бы гораздо правильнее вкладывать деньги в комплексную программу развития авиационной отрасли, начиная от подготовки собственных профессиональных кадров и заканчивая приобретением лучших технологий за рубежом. Но нужно еще понимать, за счет чего мы будем успешнее, чем Boeing или Airbus.

 

Уровень развития авиапрома в стране — это показатель развития науки и промышленности. Поэтому, безусловно, собственный авиапром нам нужен. Но как добиться того, чтобы он был конкурентоспособен с лучшими представителями развитых стран, — вот этого я сказать не могу. Если взять мировую шкалу развития авиаотрасли от 0 до 10, то мы находимся где-то на уровне 2—3 баллов. У нас потеряно то, что было создано в СССР, а нового, к сожалению, мы ничего не приобрели.

 

Определенно нужен. Причем речь идет не только о самолетостроении, но и о вертолетостроении. Несмотря на то что это очень капиталоемкая и высококонкурентная отрасль, она является инновационной, приносящей значительную отдачу. Для страны с такой обширной географией при наличии фактически изолированных из-за неудовлетворительной наземной транспортной инфраструктуры территорий принципиально необходимо иметь сильную авиацию. Фактически это вопрос экономического роста и сохранения целостности страны. А сильная авиация в текущих условиях подразумевает собственный авиапром. То есть его наличие важно как с точки зрения экономики, политики, имиджа, так и с точки зрения национальной безопасности.

 

Думаю, что России нужна собственная авиационная промышленность как одна из отраслей, вокруг которой формируется развитие современной экономики. Дело не только в амбициях и вопросах нацбезопасности — это условие для любой развитой страны, претендующей на современную экономику. Если страна в принципе способна к производству всей линейки авиалайнеров, она и должна на это претендовать. Мы должны на это претендовать, а вот сможем ли — сложно ответить.

 

Я вспомнил старый анекдот по этой теме. Приехали советские специалисты на японский завод электроники. Походили, посмотрели и спрашивают, насколько мы отстали от японцев в электронике. Ответ: «Навсегда». Я не знаю, навсегда ли мы отстали в авиационной отрасли или не навсегда. Если два главных вопроса — национальный престиж и жизни людей — вступают в противоречие, то я бы остановился на жизнях людей и отказался от славы авиационной державы.

 

Если Россия собирается быть самостоятельной великой державой, то авиапром должен быть обязательно. Для этого нам нужно восстановить материально-техническую базу, производство. К счастью, у нас остались еще кадры, которые умеют что-то делать. Потенциал есть. Другой вопрос — некоторые невоенные виды самолетов, может, и стоит закупать там, где их делают пока лучше. Нынешние трагедии наводят на мысль о том, что мы мало уделяем внимания человеческому фактору. К сожалению, некая общая ситуация в экономике и обществе влияет и на такую, казалось бы, дисциплинированную отрасль, как авиационная, где любая ошибка приводит к человеческим трагедиям. Все же это не причина отказываться от авиапрома, имеющего огромные традиции. Надо просто восстанавливать то, что умели делать.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера