Архив   Авторы  

Готов ли бизнес жить в условиях низких цен на нефть?
ДелоБизнес-климат

Российский бизнес и государство постепенно приучают себя к мысли, что 60 долларов за баррель — не бредни предсказателей апокалипсиса, а неизбежная реальность. Мировая экономика забуксовала, Китай еле-еле тянет за собой глобальный спрос, Европа погрязла в своих долговых проблемах, да и в США дела обстоят не намного лучше. Стоит нефти упасть еще процентов на 30 — и привет, 2008-й! От +5 (готов) до –5 (не готов)

 

Низкие цены на нефть приведут к девальвации национальной валюты и вытеснению из потребительского спроса прежде всего импортных товаров. Российские поставщики в этой ситуации получат дополнительное преимущество. С другой стороны, произойдет снижение реальных доходов россиян, что скажется на спросе и, соответственно, выручке отечественных бизнесменов. Таким образом, тест на прочность будет проходить цепочка взаимосвязей, при которой государство поддерживает банки, а банки поддерживают компании, которые обеспечивают потребителя товарами и услугами. Как представитель финансовой системы верю, что властям и банкирам такая проверка по силам.

 

Резкое падение цен на нефть, с одной стороны, неизбежно приведет к ощутимым экономическим последствиям и негативным изменениям для бизнеса. С другой стороны, если вследствие падения цен Россия перестанет ориентироваться на нефть как на основной источник дохода и попробует развивать другие сектора экономики, в долгосрочной перспективе это будет плюсом для всей страны. Конечно, не хотелось бы прибегать к шоковой терапии, но, возможно, на сегодняшний день это единственный приемлемый способ.

 

Мы считаем, что вероятность снижения цены нефти до 70 и даже 60 долларов за баррель достаточно высока. Но в современном мире нефть изначально не может стоить дешево, и, соответственно, возвращение цены на первоначальный уровень неизбежно. Вопрос только в том, как долго продлится этот период низких цен. У российской экономики сейчас достаточный запас прочности, а у руководства страны уже есть опыт преодоления кризисных явлений в экономике. Будет сложно, но повода для паники, как представляется, нет.

 

Бизнесу при падении цен на нефть будет трудно. Проблемы ждут, например, перевозчиков и строителей. Снижение нефтяных котировок заставит российское государство искать новые источники доходов и повышать налоговую нагрузку, в частности акцизы на топливо, что приведет к значительному росту его цены. Это, конечно, не смертельно, но потребует от компаний значительных усилий по экономии, например внедрения систем мониторинга, позволяющих пресекать воровство топлива и контролировать использование техники и транспорта по назначению.

 

Нет, не готов. Для нашего государства, для всех в нашей стране это плохой сценарий развития событий. Это влечет за собой снижение цен на газ, снижение доходов, ухудшение экономической ситуации в стране, сворачивание девелоперских проектов практически во всех регионах. Однако не нужно впадать в панику. Это нормальная сторона жизни: цены не могут все время расти. Я уверен, что правительство знает, что делать. На протяжении определенного времени накапливались резервы, которые теперь будут использованы разумно.

 

Частный бизнес, я думаю, готов. Российские предприниматели уже не раз доказывали, что способны выживать и становиться сильнее в период кризисов. А то, что низкие цены на нефть неизбежно приведут к кризису в российской экономике, на мой взгляд, не подлежит никакому сомнению. Наверное, даже более важным мне кажется вопрос, готовы ли российские политики к низким ценам на нефть, если нет, то и нашему бизнесу будет гораздо сложнее.

 

Для российских перевозчиков вопрос цены на нефть имеет условно две составляющие. Первая — цена на нефть как таковая. Сама по себе низкая стоимость нефти для перевозчиков очень даже выгодна. Ведь это значит дешевый бензин и, следовательно, более высокую рентабельность бизнеса. Вторая составляющая: снижение цен на нефть означает крайне негативные последствия для всей российской экономики в целом, а следовательно, повлечет за собой сокращение объемов перевозок, стагнацию бизнеса и так далее. Спрос на перевозки упадет. Последствия второго варианта принесут вреда гораздо больше, чем будет пользы от первого. Поэтому нет, к снижению цены на нефть мы не готовы.

 

Я думаю, что как только установятся низкие цены на черное золото, мы и узнаем всю правду. По моим ощущениям, российский малый и средний бизнес готов к такому сценарию чуть лучше, чем об этом думают крупный бизнес и государство. Одновременно с этим не стоит забывать, что нефтегазовые доходы являются основным источником ликвидности в экономике нашей страны. Поэтому велик шанс, что в случае падения котировок с нашим бизнесом произойдет то же, что и в старой доброй русской пословице: пока толстый сохнет, худой сдохнет. Впрочем, некоторые представители «худых», безусловно, выживут и станут гораздо более конкурентоспособными, чем были раньше. Но ведь проблема не в том, сколько выживет и сколько станет конкурентоспособными, а в том, что во время низких цен на нефть государство будет уделять бизнесу повышенное внимание, но когда цены пойдут вверх, о нем опять все забудут.

 

Я думаю, что большой бизнес не готов к низким ценам на нефть, а малый — готов. Объем внутреннего валового продукта нашей страны на 50 процентов связан с добычей, переработкой и продажей нефти и газа, соответственно, и федеральный бюджет очень зависит от мировых цен на энергоресурсы. Динамика котировок на них в целом характеризует экономическую активность во всех уголках планеты, и если цена падает, то и активность снижается. Весь бизнес это ощущает на себе в той или иной степени, однако наш крупный бизнес почувствует снижение цен в большей степени, поскольку он ориентирован на внешние рынки.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера