Архив   Авторы  

На чем вы сэкономите в первую очередь: на производстве или на персонале?
ДелоБизнес-климат

Российский бизнес начинает признаваться в том, что если мировую, а вслед за ней и нашу экономику накроет вторая волна кризиса, то компании начнут с утроенной силой оптимизировать расходы. По кому придется этот удар, можно судить, обратившись к модели антикризисного поведения во время первой волны: по расходам на производство и персоналу она ударила одинаково больно. Что произойдет на сей раз? От +5 (на производстве) до –5 (на персонале)

 

Специфика нашей отрасли (консалтинг) такова, что здесь все зависит исключительно от квалификации и качества работы специалистов, поэтому экономия на персонале невозможна. В целом же нужно учитывать, что весь бизнес в России строится на авторитарных началах, когда сотрудник воспринимается как простой винтик, поэтому в первую очередь экономить будут на работниках. За последние десятилетия Россия пережила несколько экономических кризисов, и мы хорошо знаем, как именно выходили из кризиса российские предприниматели. Ни о какой оптимизации бизнеса речи не идет. Чудес ждать не приходится. Будут сокращены несущественные статьи расходов: питьевая вода, доплата за питание и прочее. Будет урезан или сведен к минимуму рекламный бюджет, сокращена заработная плата или вообще уволена часть сотрудников. При этом зарплата руководителей останется неизменной. В крайнем случае будут оптимизированы расходы на аренду. Иные подходы в российской схеме ведения бизнеса маловероятны.

 

Для меня ответ на этот вопрос во все времена звучал только так: экономить, но не на персонале. Персонал — самое дорогое, что есть у компании. Поэтому мы постараемся затронуть только инвестиционные проекты. К слову, вторая волна кризиса накрыла кондитеров более полугода назад. Связана она со снижением спроса на сладкое из-за смены приоритетов в потребительской корзине обывателя. Причина, на мой взгляд, кроется в излишней закредитованности потребителя: ипотека, машина, телефоны, компьютеры — все сегодня приобретается на заемные деньги.

 

Буду до последнего стараться сохранить команду, так как без нее никакое производство невозможно. Второй этап экономии — пропорциональное сокращение доходов всех членов команды. Третий — полный пересмотр всей модели бизнеса: если первые два этапа не помогли, значит, или внешние условия, или внутренняя структура компании требуют принципиально другого подхода к бизнесу.

 

У нас нет возможности экономить на производстве, поскольку у нас нет производства в общепринятом понимании этого слова. А на персонале у высокотехнологичной компании нет возможности экономить, поскольку люди — основное средство производства. Так что мы не будем экономить в кризис, а станем искать новые возможности для развития.

 

На этот раз придется экономить на персонале. В 2008 году с точки зрения производственных процессов мы постарались максимально возможно обрезать излишки, в этот раз придется переключиться на сотрудников, просто потому что резервы экономии практически исчерпаны. К ноябрю станет ясно, насколько сильной будет новая волна (если вообще будет), но мне кажется, что она все-таки окажется слабее, чем в 2008 году, зато более затяжной. Все будет зависеть от цены на нефть. А что еще может повлиять на российский бизнес?..

 

Если говорить о нашей компании, то мы не будем экономить на персонале, но с наймом нового, скорее всего, повременим. Найдем другие способы экономии. Будущий кризис, возможно, будет и глубже, и серьезнее, чем в 2008 году. Особенность обвала 2008 года заключается в том, что он произошел достаточно быстро и затронул в основном именно корпоративные финансы (то есть деньги банков и компаний). Надвигающаяся же буря будет длиться дольше, поскольку связана с суверенными долгами.

 

По опыту прошлого кризиса могу сказать, что мы будем сокращать равномерно все издержки — в сфере и производства, и персонала. Аналогичного 2008 году падения я не ожидаю. Но если оно и произойдет, его последствия будут менее серьезными.

 

Для нас такая постановка вопроса не очень релевантна, поскольку порядка 70 процентов затрат компании идет на зарплату. Скорее всего, если произойдет что-то ужасное, мы будем экономить именно на оплате труда. Однако мы надеемся на диверсификацию. Доходы компании разложены равномерно по регионам, поэтому, только если будет плохо везде и всюду, тогда придется следовать общей тенденции. Если же новый кризис будет носить локальный характер, мы переживем его более или менее спокойно. Ждать повторения сценария 2008 года стоит, но вопрос в том, как долго все это продлится. Нынешняя неопределенная ситуация может продолжаться целый год, а может все перевернуть вверх дном в течение ближайших двух-трех месяцев.

 

Если грянет гром, то мы будем экономить и на производстве, и на персонале. Но на вопрос, жду ли я повторения 2008 года, у меня ответ двоякий: и жду, и не жду. Лично я не вижу серьезных предпосылок для существенного спада экономики, потому что мы прилично упали в 2008 году и компании за четыре года все-таки приспособились к новым условиям. Хотя у нас все зависит от цены на нефть, и к этому приходится постоянно приспосабливаться.

 

У нас как такового производства нет, мы же все-таки сеть гастрономов... Так как мы со времен сокращений 2008 года все-таки наращивали персонал, то я думаю, что если нам вдруг и придется экономить, то скорее на новых инвестиционных проектах, вложениях в развитие сети. Именно в силу того, что экономить на персонале уже будет невозможно. Я однозначно жду второй волны кризиса, и мне кажется, что она будет даже жестче, чем предыдущая. Последствия европейской бури скажутся на нашей экономике намного сильнее, чем в 2008 году.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера