Архив   Авторы  

Растет ли в России численность среднего класса?
ДелоБизнес-климат

В своей третьей программной статье (теперь в газете «Ведомости») Владимир Путин предложил ввести налог на роскошь. «Основные решения должны быть приняты уже в этом году, с тем чтобы со следующего года владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки налогов», — пишет премьер-министр. «Налоговый маневр» необходим экономике. Но, как отметил премьер, «важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса». А класс этот, по мнению Путина, быстро растет. От +5 (растет) до –5 (не растет)

 

Без сомнения, доля среднего класса растет. Люди, которые имеют высшее образование, собственное жилье, выход в Интернет, возможность хоть раз в год посмотреть на мир — вот средний класс. Способствует ли государство быстрому увеличению его численности? Скорее нет, чем да. Если взглянуть на структуру среднего класса, то главным образом это люди, работающие в среднем бизнесе, финансах и банках, ритейле, IT и телекоме, а также в нефтегазовом секторе. А где все те, кто работает в государственных структурах? Последние события подтверждают, что динамика развития среднего класса опережает динамику развития госинститутов. Без свободы мысли и конкуренции вряд ли мы сможем сделать прорыв в увеличении доли среднего класса, а значит, и в укреплении позиций страны на глобальной арене.

 

Количественный и качественный рост среднего класса признают как российские исследователи, так и зарубежные эксперты. Последние события показывают, что российский средний класс становится похожим на средний класс в его классическом восприятии во всем мире. Обеспеченные люди начинают интересоваться не только материальными благами, но и социальными вопросами. Но, безусловно, говорить о том, что средний класс становится основной социальной стратой в России, пока рано. Ему предстоит еще расти и расти.

 

Существуют критерии принадлежности к среднему классу: уровень доходов, образование, недвижимость, профессиональная квалификация, успешность поведения в условиях рыночной экономики. Если взять во внимание именно последний критерий, то можно сделать однозначный вывод: рост среднего класса в России происходит медленно. Почему? Дело в том, что рост числа людей этой категории напрямую зависит от экономической ситуации в стране. Статданные свидетельствуют о негативном инвестиционном климате. Откуда же взяться бурному росту среднего класса?

 

Что такое средний класс? Это прослойка общества, которая помимо поддержания стабильно хорошего уровня жизни имеет возможность в течение 5—10 лет приобрести постоянное жилье, обучать детей в престижных вузах, опекать нетрудоспособных родителей, минимум дважды в год отдыхать и — самое главное — даже при таких расходах сберегать. Много ли у нас таких? По-моему, не очень. Напомню: во всем мире в средний класс входят в том числе врачи и учителя, а у нас даже университетские преподаватели не всегда могут похвастать достойным уровнем жизни. Так что есть к чему стремиться.

 

Процесс формирования среднего класса в России продолжается, однако, к сожалению, он двигается медленными темпами. Во всем мире наблюдается закономерность: хорошо среднему классу — хорошо государству. Поэтому со стороны государства должны прилагаться все усилия, чтобы представителей этого класса становилось больше год от года. Считаю, что у российского среднего класса хорошее будущее.

 

Очевидно, что за постсоветские годы существенно выросла и продолжает расти эта категория. Однако в привычном понимании эти люди все же недотягивают до полноценного среднего класса, это некий псевдосредний класс. Ему присущи многие черты среднего класса (например, образование), но отсутствуют иные необходимые условия, и пока качественного скачка, перехода не произошло. В то же время мы видим рост активности и значимости данной категории, что заставляет с ней считаться на самом высоком уровне.

 

Пусть не так быстро, как хотелось бы, но растет. Если мы посмотрим на автомобильный рынок, то он вырос за год на 40 процентов, рынок недвижимости вновь начинает оживать. В целом все это блага, которые потребляет именно средний класс, а значит, средний класс в России все же расширяется.

 

У нас в стране принадлежность к среднему классу определяется не только по уровню доходов, но и с учетом образа жизни, профессиональной деятельности и т. д. Сегодня тенденция такова, что россияне примеряют на себя западную, более демократичную модель. Мы судим по изменению поведенческой модели покупателей: при растущем уровне доходов и переходе в этот самый средний класс большинство клиентов остаются в потребительском сегменте масс-маркет. Казалось бы, парадокс, но люди считают, что нет смысла переплачивать за более дорогие товары при том, что качество сопоставимо, а цены ниже.

 

Сегодня в России уже можно говорить о серьезной роли среднего класса. Если посмотреть на социально-экономические показатели и сравнить их со статистикой десятилетней давности, то мы увидим явный рост уровня жизни. Россияне могут позволить себе гораздо больше: машину, квартиру, обеспечивать семью, помогать пожилым родственникам, выстраивать комфортные стратегии сбережения средств, а не только тратить всю зарплату на продукты питания. В подтверждение тенденции формирования среднего класса также говорят рост финансовой грамотности населения и увеличение спроса на банковские продукты.

 

Судя по темпам роста нашего бизнеса за последнее время, можно сказать, что в стране растет число представителей среднего класса и укрепляется их благополучие. Ритейл расширяется именно за счет среднего класса и культуры потребления тех, кто его составляет. Малый и средний бизнес наших клиентов, основа основ нашего благополучия, развивается за счет тех, кто приходит в рестораны, пользуется услугами отелей, потребляет то, что может наш клиент предложить конечному потребителю, и основу его составляют представители среднего класса.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера