Архив   Авторы  

Опасается ли бизнес рецессии?
ДелоБизнес-климат

Президент Владимир Путин поручил правительству до середины мая проработать список мер по стимулированию экономического роста. В противном случае, как полагают в Минэкономразвития, российский ВВП начнет сокращаться уже осенью этого года. Общаясь с предпринимателями, «Итоги» попытались выяснить, готов ли российский бизнес противостоять надвигающемуся спаду экономики. От +5 (не опасается) до –5 (опасается)

 

Сама по себе рецессия не гибельна для экономики, так как предполагает медленное (1—3 процента) сокращение ВВП, однако ввиду изначального неравенства между развитыми и развивающимися странами ее последствия могут быть очень серьезными. Одним из основных признаков рецессии является сдувание пузырей на рынке сырья и недвижимости. Поэтому даже если мировая экономика избежит резкой встряски наподобие 2008 года, российскую экономику в любом случае ждет сокращение доходной, а точнее, сверхдоходной части бюджета.

 

Рецессия может стать для медиаотрасли России последней каплей на пути к экономическому коллапсу. Наш бизнес потерял прежнюю устойчивость, налоги на СМИ рекордно высокие в сравнении с европейскими странами. Со стороны государства нет прежней поддержки прессы, полиграфии, книгоиздания и распространения печатной продукции. Киоски прессы и книжные магазины стремительно уничтожаются по всей стране.

 

Бояться рецессии государству и бизнес-сообществу сегодня уже как-то не к лицу. Нельзя сказать, что рецессия не беспокоит бизнес-сообщество, но все познается в сравнении. Страшно было в 1998 году. Тем, кто прошел тот кризис, в 2008—2009 годах было уже не так боязно, да и финансовый блок правительства заблаговременно принял ряд грамотных мер. Поскольку последние годы кризисные явления в мировой экономике не прекращаются, то и для нас ожидание рецессии не должно выражаться в страхах или опасениях. Необходимо принять максимум превентивных мер и использовать предыдущий опыт для минимизации возможных последствий.

 

Я бы не стал употреблять слово «опасается». Я считаю, что рецессия обязательно будет, просто надо быть к ней готовым и морально, и с точки зрения бизнес-процессов. Стоит трезво оценивать свои силы и возможности, но и не забывать, что порой рецессия дает компаниям возможность для рывка.

 

Автоперевозчики традиционно первыми ощущают замедление экономического развития: с начала 2013 года снижаются потребительский спрос и темпы производства. Рецессия для перевозчиков не только означает отсутствие возможности развиваться, но и во многих случаях ведет к банкротству. В России положение этого бизнеса после кризиса очень плохое и нестабильное. Грузоотправители работают по принципу «как можно дешевле», что не дает адекватным транспортникам строить стабильный бизнес. Вместе с этим действует большое количество различных ограничений и штрафов, вводятся все новые сборы, дорожает топливо и отсутствует современная дорожная инфраструктура. При этом такая стратегическая для страны отрасль, как грузовые автоперевозки, не находит поддержки у государства.

 

Не боюсь, так как изучал в питерском Финэке макроэкономику, а поэтому знаю про циклический характер экономики. К рецессии лучше быть всегда готовым. Никто не застрахован от потери работы, поэтому я рекомендую каждый месяц делать сбережения (20—30 процентов дохода на банковских вкладах). Их должно хватать минимум на год обычной жизни в случае потери работы.

 

Экономический спад уже коснулся рынка дорогих загородных резиденций. Стоимость их строительства и отделки у нас превышает европейские (а тем более американские) аналоги, притом что ликвидность таких объектов почти нулевая. Строить их на продажу рискованно, для себя любимого — затратнее с каждым днем. Количество новых проектов снижается. Возможный выход — работа в бюджетном сегменте — ограничен возможностями исчезающего российского среднего класса.

 

Возможность рецессии как таковой вызывает у нас определенную осторожность в действиях, но не более того. Если вы внимательно отслеживаете ключевые параметры отраслевого и макрорынков, контролируете изменение ключевых показателей эффективности как бизнеса, так и отрасли, если в ваших руках контроль над собственными издержками и готовые инструменты по их ускоренному сокращению — вам нет смысла бояться. Рецессия — не более чем экономический процесс, имеющий как отрицательные, так и положительные стороны. Сильные игроки максимально вберут в себя плюсы, слабые начнут погибать от минусов.

 

А чего ее бояться — это периодически случается в любой экономике. И чем обычно заканчивается краткосрочное отступление (от латинского — «рецессия»), мы знаем по отечественным войнам. Вот чего нужно бояться и не допустить, так это затяжной депрессии. На мой взгляд, проблема состоит в том, что никто не хочет брать на себя риски. Деньги в экономике есть, но мало кто вкладывает их в предпринимательство, частный бизнес, инвестирует в акции. Без risk-takers трудно добиться роста. Государству нужно попробовать разделить эти риски с людьми, и рост будет.

 

Рецессия — это не вопрос оценки, не минус и не плюс. Рецессия — это данность, констатация факта. Бояться рецессии сегодня — все равно что опасаться снега зимой. Следует отбросить все страхи. Нужно активно решать вопросы и задачи, которые позволят избежать перехода от рецессии к стагнации. В первую очередь необходимо озаботиться ростом промпроизводства за счет наполнения экономики деньгами. А для этого нужно повышать потребительский спрос.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера