Архив   Авторы  

Должны ли силовики возбуждать налоговые дела?
ДелоБизнес-климат

Президент внес в Госдуму проект поправок в УПК, возвращающих следователям право возбуждать налоговые дела на основании материалов оперативно-разыскной деятельности. С 2011 года, напомним, инициатором такого рода дел выступает налоговая инспекция. От +5 (да) до –5 (нет)

 

К сожалению, в России эта инициатива превратится в очередное «закошмаривание» бизнеса. Сейчас компании и так проверяются налоговой, пожарными и прочими инстанциями, теперь сюда еще добавятся следователи. Чтобы этого не произошло, должны быть четкие правила, кто, в какой момент, зачем, по каким вопросам может возбуждать дело. Увы, но политика нашего государства в отношении предпринимателей представляется запутанной и неочевидной. С одной стороны, говорится об амнистии не совсем честных бизнесменов, с другой — на повестке дня всплывают такие вот инициативы. Как обычно, пострадает малый и средний бизнес, в то же время крупный в очередной раз просто откупится.

 

Возвращать следователям право возбуждать налоговые дела можно, но в то же время понимая, что есть какой-то орган, который может отменить их решение. Недавно прочитал много комментариев за и против этой инициативы, главный довод за — это то, что уход от уплаты налогов стал фактически безнаказанным и государство теряет значительные средства из-за этого. Это серьезный аргумент. И если будет рычаг контроля (отмены), то почему бы и нет.

 

Отмена права следователей возбуждать налоговые дела вводилась для того, чтобы снизить давление на бизнес со стороны государства. Часто дела были заказными и использовались для рейдерского захвата предприятий. В случае если эта поправка будет одобрена, мы отступим в развитии предпринимательской среды на шаг назад. Это однозначно приведет к ухудшению бизнес-климата в стране и снижению доверия бизнеса к власти.

 

Нет, возвращать следователям право возбуждать налоговые дела не надо. Ими должен заниматься не Cледственный комитет, а налоговые инспекторы. Должно быть четкое разделение полномочий и функций. Следователь не должен заниматься разбором счетов-фактур, финансовых отчетов, считать налог на добавленную стоимость и так далее. А заводить для СКР особый отдел для этих задач считаю бессмысленным.

 

Очевидно, что правоохранительным органам не дают покоя внесенные несколько лет назад поправки, значительно ограничившие их полномочия в области налоговых правоотношений. Особо болезненным для них оказался запрет на возбуждение уголовных дел по собственной инициативе (без участия налоговых органов), а данное полномочие являлось не чем иным, как эффективнейшим механизмом давления на бизнес. Как следствие за последние 2—3 года значительно уменьшилось количество уголовных дел по налоговым преступлениям как законного (то есть при реальном наличии состава преступления), так и коррупционного характера (заказные дела). С тех пор правоохранительные органы регулярно предпринимают попытки вернуть свои исключительные полномочия в области налоговых правоотношений. Примечательно, что они не стремятся идти по более сложному пути — бороться, например, с типичными однодневками и лицами, их использующими, а пытаются применять более топорные, но действенные методы: возбуждать и прекращать уголовные дела по своему усмотрению, криминализировать новые составы налоговых правонарушений (например, неуплата страховых взносов), то есть создать своеобразную «нормативную клетку» для бизнеса. Принятие поправок серьезно ухудшит и так непростой бизнес-климат в нашей стране, сведет на нет последние позитивные достижения по декриминализации отдельных составов экономических преступлений и увеличит налоговую нагрузку на предпринимателей.

 

Эта инициатива абсолютно правильная, но благо она принесет лишь в условиях некоррумпированной системы. Если не установить жесткий контроль за действиями тех, кому будет дано право возбуждать или не возбуждать налоговые дела, это может привести лишь к усилению коррупционной составляющей. Надеемся, что продуманный и четкий механизм такого контроля появится незамедлительно.

 

С точки зрения граждан особой разницы нет. Наша российская жизнь последних десятилетий показала, что формальная сторона вопроса имеет не столь уж существенное значение. Если нужно кого-то посадить — посадят. Если нужно оправдать — оправдают, и никакие законы при этом не играют принципиальной роли. Закон идет, как известно, позади жизни, а его правоприменение связано со сложившимися традициями и состоянием общественного мнения. Что касается предпринимателей, думаю, возвращение старых правил лишь ухудшит инвестиционный климат в стране и ударит по стабильности бизнеса. Может вернуться практика заказных дел, а также рейдерских атак.

 

Наверное, президенту виднее, и необходимость подготовленных поправок ему обосновали. Обычно у нас это бывает не планово, а в результате каких-либо конкретных событий. Не имея, к счастью, опыта в подобном роде деятельности, все же считаю, что давать право всевозможным службам возбуждать подобные дела нужно с большой осторожностью, а главное — контролировать правоприменение.

 

В России, как известно, сильно административное регулирование бизнеса вкупе с заказом конкурентов или политическим наездом. Это может измотать нервы любой компании, в том числе и ее бенефициарам. Давать лишний инструмент государственным органам, упрощая процедуру инициирования налогового преследования, на мой взгляд, не стоит. Это приведет к увеличению числа возбуждаемых дел, судебных процессов и арбитража по ним. Но вряд ли правовые органы сильно преуспеют в выявлении истинных налоговых нарушителей. Просто станет больше шумихи.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера