Архив   Авторы  

Влияет ли на бизнес-климат фигура Михаила Ходорковского?
ДелоБизнес-климат

Новое, уже третье по счету дело против Михаила Ходорковского, по данным Генпрокуратуры, «имеет хорошую судебную перспективу» и вроде бы будет связано с тем фактом, что бывшие владельцы нефтяной компании «ЮКОС» якобы финансировали кампанию по либерализации уголовного законодательства в РФ. От +5 (да) до –5 (нет)

 

Влияет. Я скажу так: если даже второе дело против компании «ЮКОС» и ее топ-менеджеров с точки зрения юриспруденции выглядит далеко не безупречно, к нему имеются вопросы, то третье дело, о котором сейчас много говорят и пишут, — это просто нонсенс. По закону человека нельзя дважды осудить по одному и тому же уголовному делу. А у нас сначала Михаила Ходорковского обвиняют в отмывании, потом в отмывании с целью подкупа и так далее. Дальше можно завести новое дело о том, что, условно говоря, «не занес, куда надо», или занес не столько, сколько оговаривали. К сожалению, все это негативно влияет на бизнес-климат в нашей стране. Думаю, что Ходорковского следовало бы отпустить и оставить в покое. Нельзя же всю жизнь держать его за решеткой, иначе он может превратиться в Нельсона Манделу. Главное, не перегнуть палку, а то потом будет как в знаменитой фразе: «За что боролись — на то и напоролись».

 

Стоит начать с того, что на бизнес в нашей стране отрицательно влияют практически все инициативы власти, направленные на увеличение не только налоговой нагрузки, но и на наращивание административного и уголовно-правового давления на бизнес. Фигура Ходорковского уже стала символом избирательного правосудия, нестабильности законодательства в области защиты прав инвесторов и частного предпринимательства. В последнее время складывается впечатление, что государство целенаправленно уничтожает не только малый, но теперь уже и средний бизнес. Так, одной из решающих закручивающих гаек может стать последняя инициатива президента касательно расширения полномочий Следственного комитета в части возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Можно с уверенностью утверждать, что несмотря на то, что средства массовой информации неотступно твердят о том, что руководством страны взят курс на улучшение инвестиционного климата и расширение возможностей ведения бизнеса в РФ, на практике инвесторы, как отечественные, так и зарубежные, прекрасно осознают, что правовых гарантий защиты личности и собственности от внезапных посягательств со стороны государства на сегодняшний день не существует, и история Михаила Ходорковского лишь лишний раз напоминает о том, каким де-факто является бизнес-климат в России.

 

Уже практически не влияет. Несмотря на развитие дела Ходорковского, большей частью бизнес-сообщества оно воспринимается сильно отстраненно. На такие фигуры и прецеденты оглядываются в основном руководители очень крупных компаний. А малому и среднему бизнесу это ни к чему.

 

Конечно, влияет. Любые новые события, которые могут отсрочить выход Михаила Ходорковского на свободу, на мой взгляд, могут негативно сказываться на конъюнктуре российского рынка, прежде всего на отношении к нему иностранных инвесторов.

 

Безусловно влияет на бизнес-климат. Причем сильно. Первое дело против Михаила Ходорковского было своего рода барометром, показывающим уровень взаимоотношений власти и бизнеса в России — как для отечественных предпринимателей, так и для зарубежных. В этом ключе даже разговоры о возможном третьем деле являются плохим знаком для всего бизнес-сообщества. Плохой он потому, что показывает: риски ведения бизнеса в нашей стране никоим образом не уменьшились и избирательность правоприменения в России по-прежнему имеет место.

 

Если говорить с позиций России на международной арене, то да, влияет, и влияние до сих пор немалое. Амнистия Ходорковского в данном контексте стала бы сигналом для иностранных инвесторов об улучшении бизнес-климата. Что касается внутренних стимулов, то дело Ходорковского является в первую очередь напоминанием современным бизнесменам, что в России все еще достаточно сильна политическая составляющая бизнес-процессов и никуда от нее не деться.

 

Думаю, что влияние данной истории давно стремится к нулю. Это тема десятилетней давности. Тогда любая новость по «ЮКОСу» отыгрывалась на фондовом рынке, инвесторы очень боялись пересмотра залоговых аукционов и приватизации в целом. Однако потом мировое деловое сообщество признало правомерность действий властей против «ЮКОСа» и бархатную национализацию опальной нефтяной компании. В 2006 году «Роснефть», которой достались основные активы «ЮКОСа», успешно провела IPO. Акции купили не только более 100 тысяч рядовых россиян, но и первоклассные мировые инвестфонды, нефтяные компании и российские олигархи. А в прошлом году вторым после государства акционером «Роснефти» стала BP. Сейчас все прекрасно понимают, что никакого пересмотра итогов приватизации не будет, и о «ЮКОСе» все просто давно забыли.

 

Мне кажется, что фигура Михаила Ходорковского на российский бизнес-климат уже не влияет. На мой взгляд, все эта история вокруг него уже оказала негативное влияние, а нового влияния я не ощущаю. В то же время все эти новые уголовные дела, которые якобы могут быть против него возбуждены, больше похожи на анекдот.

 

Поставлю «плюс два», поскольку, на мой взгляд, такая оценка отражает в целом не благоприятный деловой климат. В то же время с момента заведения первого дела никаких аналогичных существенных событий не произошло. Поэтому можно говорить о том, что это один из ключевых элементов общего не вполне дружественного делового климата. Вместе с тем прямое воздействие на бизнес-климат в стране фигура Ходорковского вряд ли оказывает.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера