35-40 процентов
- на столько вырастут в этом году объемы кредитования российскими банками населения и бизнеса. Радоваться тут нечему - прирост выдачи ссуд уменьшится в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Бизнес не на шутку встревожен. Банковское сообщество констатирует, что Россию не обошел стороной кризис ликвидности.
Кредиты подорожают, у российских компаний окажется меньше возможностей для развития. Это означает замедление темпов роста производства, а значит, и экономики в целом. По словам президента - председателя правления ВТБ 24 Михаила Задорнова, в декабре 2007 года темпы роста, например, потребительского кредитования составляли 8 процентов, а уже в январе этого года снизились до семи. Если тенденция сохранится, банки ждут сложные времена, констатирует председатель совета директоров НБ «Траст» Илья Юров. По его словам, темпы прироста кредитных портфелей сокращаются в первую очередь у коммерческих банков, некоторые из которых в прошлом году даже начали избавляться от долгосрочных кредитов. «Кредиты - это кровь, которая подпитывает финансовый рост, - говорит Юров, - но мы столкнулись и будем сталкиваться с дефицитом денег».
Причина известна - банкам нечем заменить западные долгосрочные кредиты. ЦБ говорит об увеличении финансирования кредитных организаций, но речь идет о «коротких» деньгах. ВЭБ предлагает размещать пенсионные средства на длинных депозитах, но этот вопрос все еще решается. «Если «длинных» денег не будет, это приведет к повышенным рискам всей финансовой системы», - уверена заместитель руководителя аналитического департамента ООО «СОВЛИНК» Ольга Беленькая.
Самое главное - деньги становятся дороже, прежде всего для конечного потребителя. Предприятия будут повышать цены на продукцию, продаваемую населению, чтобы погасить кредит. А это еще один фактор, раскручивающий маховик инфляции. Сейчас пока есть возможность привлекать синдицированные кредиты. Но к осени их лимиты могут оказаться исчерпанными. Что тогда? Не получится ли повторение 2004 года, когда многие успешные российские банки оказались в глубоком кризисе, а банковская система потеряла доверие? |