130 пунктов
достиг индекс потребительских настроений россиян весной 2008 года. Центр стратегических исследований «Росгосстраха» оценивает этот показатель как высокий: число оптимистов в стране заметно превысило число пессимистов. Интересно, что в США и ЕС значение индекса заметно ниже - соответственно 63 и 89 пунктов.
В исследовании приняли участие 20 960 россиян из 41 города. Из ответов следует: бедных людей в стране становится меньше. Многие признали, что уже достигли уровня жизни, к которому стремились: таких 13 процентов (против 11 в 2006 году). Если в абсолютных цифрах, то «хорошая жизнь», по мнению примерно половины россиян, наступит, когда доход на члена семьи достигнет 22 тысяч рублей в месяц (сейчас - 14 тысяч). В разрыве между желаемым и действительным специалисты видят потенциал, стимулирующий людей стремиться к большему. Хорошо, когда перед глазами есть успешные примеры - человек и сам начинает шевелиться. Взять, например, Кострому: уровень экономического развития в городе низкий, «элиты» нет, и деловая активность местных жителей практически нулевая - мол, зачем дергаться, ничего не добьешься... Вообще-то давно замечено, что упаднические настроения мешают делу. Это проявляется и на уровне макроэкономики. «Связь между настроением в обществе и состоянием его экономики, безусловно, существует, хотя она носит сложный, многоплановый характер, и ее нельзя выразить простой формулой», - считает заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич. Можно выделить характеристику такого психологического состояния общества, которое явно способствует расцвету его экономики: историк Лев Гумилев назвал ее пассионарностью. Яркие примеры пассионарного общества - СССР 20-30-х годов или послевоенная Германия, когда удалось сделать мощный экономический рывок. Это из серии: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Если говорят люди, что стали жить хорошо, а будут - еще лучше, значит, так тому и быть. |