Архив   Авторы  

Добро пожертвовать
Политика и экономикаЧто почем

 

5 млн долл. пожертвовал предприниматель Владимир Потанин в зарегистрированный на прошлой неделе фонд Эрмитажа. Ожидается, что другие капитаны российского бизнеса последуют его примеру и искомая сумма вырастет в несколько раз. Инициатива эта не случайна. Полным ходом идет подготовка к 250-летнему юбилею Эрмитажа — его один из крупнейших музеев планеты отпразднует в 2014 году. К этому времени предполагается достроить вторую очередь Фондохранилища, закончить реставрацию восточного крыла Главного штаба и открыть в нем экспозицию искусства XIX—XXI веков, полностью обновить веб-сайт музея, приступить к масштабной реставрации Запасного дома… В общем, планов громадье. На это нужны деньги, и немалые. Но в данном случае речь идет не о банальном сборе средств, а о давно принятой на Западе форме накопления пожертвований, называемой эндаумент (от англ. endowment — «дар, пожертвование»), или фонд целевого капитала.

Суть эндаумента в том, что вся накопленная сумма (обычно несколько десятков миллионов долларов) сама по себе не может быть израсходована на текущие нужды музея или иного культурного института. Использованию подлежит лишь годовой процент с «музейного капитала», полученный с помощью банковских инструментов за вычетом инфляционных издержек. Кстати, впервые эндаументы возникли в США для финансовой поддержки образовательных учреждений. Сегодня крупнейший из них — эндаумент-фонд Гарварда, капитал которого составляет порядка 26 миллиардов (!) долларов. При средней по Северной Америке доходности в 10 процентов он формирует до 40 процентов бюджета университета.

Для России с ее традициями лихоимства эндаументы — просто находка. Ведь если учреждение живет с годового процента по банковскому вкладу, то количество лазеек для растаскивания и нецелевого использования средств сокращается до минимума. Процедура-то предельно прозрачна!

По словам Владимира Потанина, необходимо собрать как минимум 20—30 миллионов, чтобы система заработала. «Законы об эндаументе в нашей стране приняты всего четыре года назад, но уже действуют несколько десятков целевых фондов. Темп продвижения впечатляет», — считает предприниматель. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский доволен новым почином. Хотя даже 10 процентов годовых (от двух до трех миллионов долларов) — это порядка четырех процентов от годового бюджета музея. Он составляет (по данным на прошлый год) около двух миллиардов рублей. Кстати, сам Эрмитаж в прошлом году заработал около четверти собственного бюджета.

Михаил Пиотровский заявил «Итогам», что идея эндаументов может оказаться более продуктивной, чем многострадальный закон о меценатстве, который у нас до сих пор, увы, не принят. «С законом о меценатстве ничего не получается. Думаю, нужен не столько закон, сколько соответствующие пункты в Бюджетном кодексе. Но их пока нет, — считает он.— Закон об эндаументе — единственный у нас в стране, который защищает интересы культуры. Остальные наступают на эти интересы. Закон об эндаументе — цивилизованный способ решать проблему финансирования культуры».

С получателем средств все понятно, а каковы резоны спонсора? Вполне очевидные. Ведь обычные пожертвования быстро тратятся на текущие нужды — и о них забывают. А эндаумент (если, конечно, играть по классическим правилам) останется на счетах музея на веки вечные. Как и имена почтенных эндаументменов на музейных скрижалях.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера