Архив   Авторы  
Михалу Соловову удалось занять те ниши польской экономики, до которых не дотянулись руки крупных западных корпораций. Сегодня один из богатейших поляков больше времени посвящает своему хобби - автогонкам. На фото: Михал Соловов - участник ралли в Хорватии в 2007 году

"Водопроводчик" из Польши
ДелоПрофиль

"Производить на Востоке, продавать на Западе" вот девиз польского миллиардера Михала Соловова

 

Жизнь Михала Соловова опровергает расхожий миф о "польском водопроводчике", который после присоединения бывших стран "народной демократии" к ЕС якобы ринулся на Запад, чтобы лишить европейских пролетариев их рабочих мест. Соловов, чье состояние составляет около двух миллиардов долларов, заработал свой капитал в Польше. Сегодня он - европейский "король" керамической плитки и половой доски. Он начинал так же, как и многие польские, чешские или венгерские парни, решившие заняться бизнесом после крушения социализма. Только в отличие от большинства своих сверстников, поломавших крылья, Михал Соловов не пропал и добился богатства. Рецепт его успеха прост - пан Михал ставил перед собой четкие цели, верно рассчитывал силы и выбирал правильных друзей.

С "мерсом" по жизни

Михал Соловов уважает журналистов, но не слишком с ними откровенничает. Пользуется в Польше репутацией одного из самых скрытных бизнесменов. Родился Соловов в провинциальном городе Кельце в 1962 году. Это батрацкий, бедный край с весьма символичным историческим названием Малая Польша, в котором веками жили бок о бок поляки и русские, украинцы и цыгане, белорусы и евреи... Кстати, любопытный факт: три самых богатых польских предпринимателя вышли из глухой провинции. Михал Соловов - из Кельце, Ян Кульчик - из Познани, Рышард Краузе - из Труймяста, балтийского Трехградья.

Но вернемся к пану Михалу. Горбачевскую перестройку и последовавшую за ней восточноевропейскую оттепель он встретил на студенческой скамье в Политехническом институте. Тогда он мечтал получить диплом инженера-механика и подзаработать в соседней Германии. У немцев Михал, хорошо разбиравшийся в моторах, работал в автомастерской - машины всегда были его слабостью. Получив первые деньги, Соловов не загулял в ближайшем "бирштюбе", как некоторые его земляки-коллеги, а приобрел у гастар­байтера-турка автомобиль. И не просто автомобиль, а настоящий спортивный "мерседес". Старый, зато пронзительно немецкий! Проехался по "миттельштадту" - центру города - и поймал себя на мысли: а ведь в Польше такая лихая тачка стоит в три раза больше…

Так пан Михал начал гонять автомобили в Польшу. Если оставалось свободное время, "бомбил" таксистом. Извозом занимался недолго. Понимал: если втянется в суетные, минутные заработки, пропадет как бизнесмен. А возможностей заработать появлялось в ту пору все больше. В 1988 году Михал зарегистрировал свою первую фирму - Mitex. Она строила дома, бани, теплицы, прокладывала коммуникации. Но в маленьком Кельце парень задыхался, размаха не хватало. И в 1994 году Соловов с десятью тысячами долларов - вполне весомым по тем временам капиталом - появился на варшавской бирже. Вложился в сеть продуктовых магазинов Polish Life Improvement. Мини-маркеты - это было интересно, польский обыватель с наслаждением открывал для себя преимущества общества массового потребления. Впрочем, долго оставаться в одном и том же проекте Михал не собирался - слишком много вокруг было соблазнов. Продал с наваром "продуктовое" дело немецкой компании Ahold & Alkauf i Kingfisher и занялся новыми проектами. Страна тогда кипела, захлебываясь в эйфории молодого капитализма. Если в соседних России и Украине командные позиции в экономике уверенно захватывали доморощенные олигархи, то в Польше все самые жирные куски забирали себе транснациональные корпорации. Коронованный белый "орелек" на государственном гербе упорно смотрел только в одну сторону - на Запад. Крупная индустрия практически вымерла. Польскому бизнесу, еще не готовому соперничать на равных с немцами, американцами и шведами, оставалось развернуться во второстепенных, если не периферийных, отраслях промышленности: загородном строительстве, производстве сантехники, бытового оборудования и прочей тому подобной бытовухи. Ну и что? "Курочка по зернышку клюет", - учила Михала бабушка, еще помнившая те времена, когда Польша являлась частью Российской империи. И Соловов, уже освоивший строительство домов, принялся старательно покорять новые сферы деятельности.

Как раз к тому времени в Кельце приказала долго жить издательская фирма Echo Press. Соловов купил ее за гроши и создал новую компанию - Echo Investment. Вскоре в самом центре Варшавы появилась ее штаб-квартира. "Ничто не ценится так высоко, как доброе соседство", - гласит польская поговорка. Соседями фирмы Соловова, который не пожалел злотых на рекламу своего детища, оказались власти центрального района столицы и Совет министров республики. Михал же - человек общительный, когда этого требует дело, умел выбирать друзей. Все остальное было делом техники: через несколько лет собственностью Соловова стали не только солидные дома в самом центре столицы, но и популярная, поистине народная газета Zycie Warszawy - "Жизнь Варшавы". Почувствовав себя свежеиспеченным "ситизеном Кейном", Михал вскоре приобрел несколько провинциальных газет, создал радиосеть. И загорелся идеей учредить собственную общенациональную газету. Даже название для нее придумал - Nowy dzien ("Новый день"). Набрал журналистов и пиарщиков, которые принялись раскручивать проект. Но "День" так проектом и остался. Сам олигарх прокомментировал это фиаско с присущей ему афористичностью: "Лучше несостоявшаяся любовь, чем слишком дорогое удовольствие".

Параллельно парень из Кельце начал играть на Варшавской фондовой бирже. Для этого Соловов учредил финансовый фонд Magellan i Columbus. Впрочем, ни Магеллану, ни Колумбу, наверное, не пришлось пережить и сотой части тех испытаний, которые выпали на долю польского предпринимателя. Он жонглировал акциями с ловкостью необычайной. Приобретал обанкротившиеся предприятия и затем перепродавал их. И в отличие от павшего в бою Фернана Магеллана выстоял и выжил в смутные годы становления новой польской экономики. Само по себе такое везение уже являлось для Соловова залогом его скорой победы по всем статьям.

К 1999 году на Варшавской фондовой бирже его знали все. Он считался опытным игроком, но в узкий круг первых "револьверцев" - наиболее удачливых стрелков по крупным фондовым мишеням - не входил. Тон на бирже задавали компания Exbud и ее шеф Витольд Зараски. Ловкий и циничный инвестор, он представлял интересы многих зарубежных компаний. В том числе западных строительных и медийных концернов, которые душили на корню польские фирмы. В один ненастный день Соловову донесли, что Exbud подбирается к его первому детищу - строительному концерну Mitex. Это было слишком! Михал не стал сидеть сложа руки, он начал действовать. Не прошло и месяца, как на бирже поползли слухи: кто-то через подставных лиц скупает акции самой Exbud. Пока пан Зараски разбирался, откуда ветер дует, Михал Соловов оказался владельцем десятипроцентного пакета фирмы-"захватчика". Это было объявлением войны. Зараски ринулся сколачивать коалицию союзников-акционеров против Соловова. Но тот ловко ушел от удара. В тот момент, когда страсти накалились до предела, он продал принадлежавшие ему бумаги Exbud скандинавскому холдингу, диктовавшему правила игры на польском строительном рынке. За 15 миллионов злотых. Авторитет Витольда Зараски был подорван, он так до конца и не оправился от такого удара. Если сегодня кто-то о нем в Польше и вспоминает, то только в контексте истории с приручением Exbud стараниями Соловова.

Правильные друзья

Опыт становления крупного бизнеса в бывших соцстранах показывает, что серьезного успеха нельзя добиться, не имея друзей-политиков. Вот и Михал Соловов немало средств и сил вложил в дружбу с политическими деятелями. Говорят, что социалист Александр Квасьневский вел свою борьбу с Лехом Валенсой в значительной степени на деньги Соловова. Трудно сказать, что стало отправным пунктом для дружбы этих двух людей. Думается, прежде всего - принадлежность к одному поколению: Квасьневский - подтянутый комсомольский функционер, еще совсем недавно возглавлявший молодежную газету, был куда ближе Соловову, чем пожилой усатый докер. Девиз Квасьневского "Выберем будущее" полностью отвечал жизненной концепции пана Михала.

После 1995 года, когда Александр Квасьневский и его "левица" стали править Польшей, парень из Кельце по-настоящему развернулся. Он азартно скупал предприятия в самых разных отраслях. Так, химический концерн Dwory является крупнейшим в Польше производителем синтетического каучука, а фирма Сersanit специализируется на изготовлении сантехники и стройматериалов. Сersanit поглотила другую крупную фирму такого же профиля - компанию Opoczno. Кроме того, в арсенале Соловова крупнейшая в Восточной Европе компания по производству напольных покрытий Barlinek и химический концерн Synthos. Фирма Ultra Pack, специализирующаяся на упаковке пищевых продуктов в Польше, - это тоже Соловов. Так же, как и сеть рыбных баров North Fish.

Со временем Соловов вышел за пределы Польши: в Румынии он строит торгово-развлекательный центр, на Украине скупает предприятия по выпуску керамики и организует производство паркета, в России приобретает лесопилки. "Делать на Востоке, продавать на Западе..." Продукция всевозможных фирм "польского водопроводчика" регулярно уходит в Германию и Швецию, Австрию и Швейцарию, Великобританию и Ирландию.

Инвестиционная группа Соловова является польским лидером по сотрудничеству с ЕБРР. За два последних года банк выделил польскому партнеру почти 60 миллионов евро. Прежде всего кредиты предназначены для строительства предприятий на Украине - в Новограде-Волынском, Виннице, под Киевом. Кроме того, в октябре 2007 года Cersanit купил в Москве и в Московской области за 43,5 миллиона евро пять предприятий, занимающихся производством и продажей керамической плитки. Если верить списку Forbes, капитал Михала Соловова оценивается почти в два миллиарда долларов.

Снова за рулем

Формально несколько лет назад Михал Соловов отошел от руководства своими многочисленными предприятиями. В последнее время предприниматель все чаще становится героем спортивной хроники. Спорт для него - это возможность прожить вторую жизнь. Создав в 2003 году Cersanit Rally Team - первую польскую профессиональную команду автогонщиков, - Михал Соловов уже который год пытается стать чемпионом мира по гонкам. Учитывая гигантские средства, которые он вкладывает в обновление своей моторизованной "конюшни", можно без труда представить, что мечта олигарха способна сбыться. Тем более что его напарником в гонках выступает такой опытный и авторитетный пилот, как Мачек Баран. Соловов уже становился вице-чемпионом континента. Этой осенью "самый быстрый миллиардер" в очередной раз успешно выступил на ралли в Антибе и занял третье место. Любит пан Михал и футбол. Одно время он даже собирался купить прославленный варшавский футбольный клуб "Легия".

Впрочем, было бы неправильно утверждать, что Соловов полностью ушел в спорт. Он продолжает играть на Варшавской фондовой бирже. Заметен предприниматель и в политическом мире, поддерживая добрые связи не только с левыми, где у него традиционно много друзей, но и с "правицей". Соловов - прекрасный организатор, сумевший создать верную ему, очень профессиональную в различных сферах команду. До недавней поры на Соловова работала и международная конъюнктура. Ведь долгое время Польша считалась наиболее благоприятной для инвесторов восточноевропейской страной, да и злотый слыл сильной валютой. Но теперь ситуация меняется. Способен ли мировой финансовый кризис подорвать позиции Михала Соловова? По данным польского интернет-сайта Gazeta. pl., активы польского бизнесмена в этом году обесценились до 5,8 миллиарда злотых - примерно до 1,9 миллиарда долларов. Но с другой стороны, основные доходы олигарха поступают от экспорта "восточной" продукции на Запад. А стремительный взлет курса доллара, за который давали в июле два злотых, а в октябре - уже три, только на руку польским производителям. Так что, вероятнее всего, свои потери из-за кризиса Михал Соловов в ближайшее время отобьет.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера