Архив   Авторы  
Гарет Уильямс придумал поисковую систему дешевых авиабилетов, мотаясь из Лондона в Альпы для занятий лыжным слаломом

Ваш билет
ДелоstartUp

В рамках проекта StartUp мы продолжаем рассказ о самых успешных и харизматичных предпринимателях, создавших свой бизнес с нуля. Итак, знакомьтесь: исполнительный директор и соучредитель компании Skyscanner Гарет Уильямс, который отыскал залежи дешевых авиабилетов в таблице Excel






 

Гарет Уильямс воплощает в себе лучшие качества настоящего британца: смекалку, стойкость, выдержку. Именно он в самом начале нулевых додумался создать сайт для поиска дешевых авиабилетов по всему миру. Именно из его компании вырос нынешний рынок онлайн-путешествий. Причем зарабатывать деньги на этом ноу-хау Гарет не спешил, отказавшись вернуться в Лондон из провинциальной Шотландии и долго не соглашаясь принять деньги от инвесторов. Но награда сама нашла героя: отныне его Skyscanner — это поисковик номер один в Европе.

— Господин Уильямс, готовясь к интервью, я нашел в «Википедии» 18 полных ваших тезок, а вас, увы, нет. Не обидно?

— Это из той же серии, что «гуглить» свое имя. Давно уже этим не страдаю.

— Вы тоже считаете, что деньги любят тишину, а публичность вредит бизнесу?

— Вот я с вами сейчас разговариваю не ради денег. Начиная бизнес, мы тоже, как ни странно, меньше всего думали о том, как будем их зарабатывать. Деньги не могут быть главным мотиватором. Мной, например, всегда двигало желание познакомить с новыми возможностями, которые давал наш сайт, максимальное количество людей в мире. Нет, я не берусь утверждать, что деньги совсем ничего не значат, это было бы глупо. Но для меня гораздо важнее, сколько человек воспользовалось нашим детищем.

— Мы беседуем в Эдинбурге, здесь вы уже давно живете. Но вы ведь не шотландец?

— Нет, я родился в Норфолке, в небольшом городке где-то в 100 милях к северо-востоку от Лондона. В детстве, правда, жил еще и в Швейцарии, и в Канаде, и во Франции, и в Австралии. Отец получил докторскую степень по генетике, и ему предлагали работу в университетах по всему миру. Мама не работала до тех пор, пока мы с братом не выросли, после чего тоже устроилась на работу в университет. Сейчас я живу в Шотландии, здесь я встретил свою жену.

— Когда вы начали увлекаться компьютерами?

— Моим первым компьютером был Commodore VIC-20. Это было в 1981 году, мне тогда только исполнилось 12 лет. Помню, первой игрой была Space Invaders. После этого мне уже хотелось сконструировать на компьютере что-то самостоятельно.

— Родители увлечение поддержали?

— Да. С отцом мы вместе учили язык Assembler на компьютере BBC Micro... Короче, в университете я выбрал математику и программирование. Уже тогда, в 1990 году, понимал, что работа, которая позволяет сделать карьеру не к старости, а чуть пораньше, должна быть связана именно с компьютерами. Если вы, к примеру, юрист, то вам придется им быть до конца жизни: сегодня, конечно, многое изменилось, но в то время для успешной карьеры вам пришлось бы работать на одну компанию лет эдак двадцать. Мне этого не хотелось. Так что меня ждали две профессии — программирование или работа на нефтедобывающих платформах в море. Обе подкупали невероятно гибким графиком.

— И чего же такого привлекательного в работе на нефтяных платформах в холодном море?

— Свободное время и относительно высокая зарплата.

— Стремление к свободе тоже пошло из семьи?

— Я рос в антиавторитарной семье, и мне не хотелось становиться частью какой-либо корпорации с установленной формой власти. С тех пор я повзрослел и сам стал такой властью, будучи главой компании. Так что в этом есть некая ирония.

— Университет научил чему-нибудь или программирование — это профессия для самоучек?

— С точки зрения чистого программирования университет, к сожалению, не дал мне ничего. Я не мог понять, по какой логике подбирались предметы. Мне, например, хотелось узнать, как работал компьютер с самых основ, а профессора мне в этом помочь не могли... Хотя это были прекрасные годы: не стоит забывать классическое для Британии прожигание студенческих лет за пинтой пива или чего покрепче!

— И вас не миновала чаша сия?

— Не миновала (смеется).

— Вы вышли из университета уже с идеей создать свой бизнес?

— Идея создать Skyscanner пришла ко мне в возрасте 32 лет, то есть десять лет спустя. Перед этим был довольно продолжительный период, в течение которого я занимался совсем другим делом — лыжным слаломом. Ездил по Европе, участвовал в соревнованиях. Пришел третьим в чемпионате Великобритании, шестнадцатым в открытом чемпионате Испании, но был недостаточно хорош, чтобы пройти отбор на чемпионат мира. Это было не просто увлечение. Я тратил на это до шести месяцев в году. Потом закончились деньги. Мне приходилось спать в машине, сильно простудился. Тогда я перестал кататься и поехал работать в Лондон программистом.

— Чем зарабатывали на жизнь, пока не начали работу над Skyscanner?

— Программировал для банков и розничных компаний. Клиентами, например, были Nation's Bank, Tullet and Tokio, Cantor Fitzgerald, Long-Term Credit Bank и прочие. Многое из того, что я делал, было связано с облигациями, процентными ставками, свопами, опционами и другими финансовыми инструментами. Тогда еще не было автоматизированных трейдинговых систем, и я пытался решать эту проблему. Мне очень нравилась свобода, которую давала эта работа: слалом не отпускал! На три месяца в году я опять ездил в горы. До тех пор, пока не понял, что с каждым днем становлюсь в спорте не лучше, а хуже. Подумал — и отправился в Новую Зеландию. Пытался построить продукт, связанный с использованием искусственного интеллекта, хотел сделать бизнес. Но, видимо, слишком мало внимания уделял построению бизнес-модели, больше увлекаясь технологией.

Кстати, именно лыжи натолкнули меня на идею создания Skyscanner. Однажды мне предложили неплохую работу, но условием был график: две недели через две недели. В течение всей зимы я каждый месяц ездил к брату в Альпы, ночевал в спальном мешке у него на полу, катался, а потом возвращался в Лондон на работу. В то время бюджетные авиалинии только начинали создаваться в Европе. Единственная сложность заключалась в поиске самых дешевых и удобных вариантов. Для этого приходилось вручную просматривать предложения всех авиакомпаний, летающих из Великобритании в пять аэропортов, расположенных вокруг альпийских горнолыжных курортов.

И я подумал: «Раз такая проблема возникла у меня, значит, кто-то так же сидит и мучается».

Решил написать программу-прототип для собственных нужд буквально в виде страницы в Excel. Этот инструмент сработал, я его показал двум друзьям и сказал: «А что, если мы сделаем из этого бизнес?» Они увлеклись. Кстати, у нас троих были и другие мысли на тот момент. Например, мы хотели создать сайт по продаже недвижимости, так как некоторые из нас в то время подыскивали жилье. А еще тогда только появился широкополосный доступ в Интернет, и мы подумали, что неплохо было бы сделать музыкальный сервис, к которому могли подключаться пабы и бары.

Но в конце концов решили, что поисковик по авиабилетам именно то, что надо.

Это было смелым решением. Еще года не прошло с того момента, как лопнул пузырь доткомов и обвалилась биржа NASDAQ в Нью-Йорке. В начале 2000-х ни один инвестор не хотел вкладывать деньги в интернет-стартапы. Правда, в результате это только сыграло нам на руку.

— Почему?

— У нас не было опыта в привлечении инвестиций, и мы бы однозначно сделали это плохо. Так что решили полностью сосредоточиться на сайте. Прошло чуть больше шести лет, когда мы впервые получили деньги от инвесторов. Мои друзья продолжали работать на своих прежних местах, а я стал уделять все свое время этому бизнесу. Для этого мы решили разделить две зарплаты на троих.

Часто говорят: «Когда вы начинаете бизнес, обязательно спрашивайте себя: «Как я заработаю свой первый доллар?» Так вот, мы понятия не имели. У нас не было обязательств, не было инвестиций, мы могли жить на две зарплаты многие годы, пока идея не стала достаточно продуманной. Но когда мы запустились, оказалось, что рынок и пользователи были не готовы к этому.

— То есть вы фактически основали новый рынок?

— Мы написали почти половину сайта, когда я наткнулся на два клона. Один был британский Apple Fares, а другой — американский SideStep, который потом был куплен компанией KAYAK. Я подумал тогда: «Черт, мы опоздали!» Но ни один из этих конкурентов не дожил до наших дней. Борьба шла за качество, за скорость.

— Когда открылся ваш сайт?

— Первая версия появилась в 2001 году, значит, сайт — где-то в начале 2002 года.

— Как, и никакой вечеринки по случаю запуска не было?

— Я помню сам день, но совершенно забыл дату. Мы занимались рассылкой электронной почты всем своим друзьям и членам семьи, а я устранял ошибки, потому что у нас еще не было системы управления исходными текстами программ. Это был настоящий бутстрэппинг (когда бизнес строят, опираясь только на собственные силы. — «Итоги»). Через неделю мы с трудом смогли набрать десять постоянных пользователей. Первые три или четыре года я писал коды по 12—14 часов в день. Я пропустил, наверное, три Рождества, потому что работал. И это периодически сводило меня с ума. Было очень трудно. Почти все могут придумать какую-то идею за кружкой пива, но самое сложное — сделать первый шаг в сторону создания чего-то конкретного, поверить в себя и кардинально изменить свою жизнь.

— А как насчет заработков на первых порах?

— Мы были программистами-фрилансерами, все зависело от заказов. Был период, когда я зарабатывал малую долю того, что получал до ухода с основной работы. Но в принципе неплохо. Где-то 25 тысяч фунтов в год. Но, к примеру, программист, работающий по контракту в Лондоне, в 90-е годы мог зарабатывать до 100 тысяч фунтов.

— Сколько вы вложили в компанию на момент запуска?

— Ноль. Никто из нас не обладал сбережениями или свободными средствами. Офиса тоже не было: в течение первых трех лет мы работали из дома, из своих спален.

— Когда на сайт пришел первый посетитель?

— Когда мы отправили электронные письма всем, кого знали, а это было около 200 человек, некоторые из них зашли на сайт и попробовали заказать авиабилет. Для нас был гораздо важнее момент, когда пошел медленный рост числа посетителей, потому что он был основан не на рекламе, а исключительно на распространении наших писем. Люди потянулись уже через несколько часов после первого письма. Наверное, самым волнительным моментом был день, когда кто-то решил рассказать мне про Skyscanner, не зная, что это был мой бизнес. Это было здорово!

— Кто был вашим первым авиаклиентом?

— Региональная авиакомпания British Midland Airways, и заключить с ней договор было непросто, так как у нас был маленький трафик и они ничего про нас не слышали. Один из моих друзей и партнер, Барри Смит, ходил к ним и убеждал, какие мы хорошие.

Чтобы взять планку в тысячу пользователей в день, нам потребовалось два года. Еще два года — чтобы вырасти до миллиона посетителей. То есть рост происходил в геометрической прогрессии.

— Когда компания стала приносить прибыль?

— Мы вышли в ноль в 2007 году, когда получили первый транш инвестиций. Так что теоретически компания уже тогда начала приносить прибыль, но мы использовали ее для выплаты зарплаты самим себе, чтобы продолжать заниматься проектом. Настоящая прибыль появилась где-то через 18 месяцев после прихода в бизнес инвестора. Это середина 2009 года.

— Почему вы решили зарабатывать на сборе комиссии с авиакомпаний, а не на рекламе, например?

— Сейчас мы зарабатываем и на рекламе. А вначале были увлечены совершенствованием поиска дешевых авиарейсов. Когда начинали, мы хотели быть самым популярным сайтом для европейских малобюджетных авиакомпаний. Мы концентрировались на этой цели вплоть до начала 2007 года и достигли ее. А после этого сказали себе: «Теперь наш сайт должен выходить за пределы Европы и собирать информацию с более крупных авиакомпаний». Тогда же я решил, что успех — это 400 тысяч пользователей ежедневно. Мы достигли этого уровня несколько лет назад.

Сейчас у нас около миллиона посетителей в день. И теперь наша цель — десять миллионов. Думаю, она не за горами.

— Ваш главный конкурент, американский KAYAK, запустился в 2004 году и сразу начал агрессивную экспансию, привлекая к рекламе голливудских звезд и миллионы долларов инвестиций. Не было ощущения, что вас обошли на крутом вираже?

— Не стоит забывать, что помимо огромных инвестиций у них была еще и очень умная команда, которая работала до этого в авиакомпаниях и турбизнесе. Так что за тот успех, которого они достигли, их можно только уважать. Отвечу на вопрос так. Наш объем поиска составляет сейчас около 60 процентов от показателей KAYAK, но мы растем гораздо быстрее. Они же, достигнув пика, расти перестали. Поэтому я тогда понимал, что надо настраиваться на затяжную войну, проигрывая какие-то локальные битвы. KAYAK провел блестящую маркетинговую стратегию в США, но они работают в основном на американском рынке. Они получают данные от компании ITA Software, которую недавно купил Google. Поэтому в отличие от нас они не могут контролировать качество поиска. И Google сейчас пытается эту проблему решить.

— Как рынок делите?

— Около 80 клиентов KAYAK находятся в США, а остальные 20 процентов — в других странах. Для нас же 20 процентов всего бизнеса делается в Великобритании, еще 60 процентов — в остальной Европе и еще 20 процентов — в Азии. Если говорить об абсолютных размерах, то сегодня только 10 процентов всех покупок проходит через поисковики авиабилетов. Так что тут еще есть куда расти. Сам же рынок — он ну очень огромный. Где-то четыре миллиарда пассажиров летает ежегодно.

И еще никто не смог предложить идеального решения проблемы, с которой сталкиваются пользователи. Ведь когда кто-то действительно полностью решает проблему, тогда он получает 70 процентов мирового рынка, и игра заканчивается. Отсутствие такого игрока — четкий сигнал того, что в этом секторе еще остались нерешенные проблемы. Например, чтобы получить данные от авиакомпаний, надо платить много денег. Еще одна трудность связана с тем, что авиакомпании практикуют спиралевидные ценовые стратегии. Скажем, они хотят продавать билеты в бизнес-класс дороже, чем в экономкласс.

Одной из сильных сторон Skyscanner является то, что мы потратили много сил, денег и времени, чтобы создать систему, которая бы напрямую контактировала с авиакомпаниями или турагентствами, вместо того чтобы полностью полагаться на системы GDS.  

— Ваш первый инвестор — шотландская фирма Scottish Equity Partners.

— Когда я рассматривал предложения от инвесторов, то мне не очень хотелось, чтобы первой компанией, вложившей в нас деньги, была шотландская. Я хотел позиционироваться как европейская компания. Однако лучшие отношения у нас сложились именно c Scottish Equity Partners. Мы смогли нанять людей, стали тратить деньги на маркетинг. Я стал исполнительным директором, чего мне, кстати, не очень хотелось. Появился совет директоров, который в конце каждого месяца давал оценку того, где мы находимся и куда следует двигаться. Они же нас научили переживать первые убытки, что довольно трудно. В конце концов все заработало.  

— Я читал, что одна из ваших целей — стать первой шотландской интернет-компанией стоимостью в миллиард долларов.

— Думаю, мы сделаем это.

— На IPO выходить планируете?

— IPO — это очень дорогое удовольствие. Вот посмотрите на тот же KAYAK. Они консолидировали 95 миллионов долларов и получили наличными 78 миллионов долларов, так что пришлось понести весьма крупные траты, чтобы выручить столь небольшую сумму. Эти деньги можно получить и через частные инвестиции, необязательно для этого выходить на IPO.

— Кто был вашим первым наемным работником?

— Парень по имени Мартин, мы его наняли в 2004 году. Он до сих пор у нас. Еще один парень работал из своего дома в Польше, и он тоже все еще наш сотрудник. Теперь в штате около 200 человек: 160 в Эдинбурге и еще 20 в Сингапуре и Пекине. Наша задача — сделать онлайн-путешествия не сложнее поиска книги в Интернете или друга на Facebook. И мы идем к этому в хорошем темпе, как мне кажется.

— Каков ваш личный доход от компании?

— У меня очень скромная зарплата. Все мое состояние сейчас связано с оценкой компании.

— И какова ваша доля в бизнесе?

— 17 процентов.

— Получается, что инвесторы контролируют компанию?

— И тем не менее компания полностью контролируется ее основателями. Такова договоренность.

— Кризис 2008 года научил чему-нибудь?

— Наш бизнес прошел уже через три рецессии: текущую, в 2008—2009 годах и ту, в которую мы открылись, — кризис доткомов начала 2000-х. И почти каждый раз мы их просто не замечали. На рынке, в котором мы работаем, всегда будет около четырех миллиардов человек, готовых лететь из точки А в точку Б. Во время кризиса часть людей может отказаться от своих планов, поменять работу, а инфляция обесценивает их зарплаты. Но существует определенное количество самолетов в мире, и авиакомпании скорее снизят цены, чтобы люди смогли себе позволить более дешевый перелет. Так что никаких потерь.

— Ваша жена обижалась, что вы десять лет вкладываете деньги в черную дыру без какой-либо отдачи?

— С одной стороны, она меня поддерживала. Деньги для нее не главное, и она видела, с какой страстью я работал. С другой стороны, сейчас мы разведены, хотя и остались хорошими друзьями. Интенсивность, с которой приходилось вкалывать днем и ночью, наверное, внесла свою лепту в это дело. Когда мы расставались, одна из ее фраз звучала так: «Я, черт возьми, на тебя не работаю». Думаю, тут есть над чем задуматься.

Анкета

Имя Гарет Уильямс.

Компания Skyscanner Ltd.

Направление бизнеса Онлайн-поиск авиабилетов.

Возраст 44 года. Родился 27 марта 1969 года.

Место рождения Норидж (Восточная Англия), Великобритания.

Образование В 1992 году окончил университет Манчестера по специальности «Компьютерное программирование».

Год и возраст вступления в бизнес В 2001 году мы создали компанию Skyscanner. Мне было 32 года. Идея пришла во время катания на лыжах в Альпах, откуда приходилось каждые две недели летать на работу в Лондон.

Когда заработали первый миллион Skyscanner заработал свои первые 1,5 миллиона фунтов только в 2009 году.

Нынешнее состояние Зарплата у меня небольшая. Все состояние — в акциях компании. Их у меня 17 процентов. (По оценкам The Guardian, в конце 2012 года Skyscanner зарабатывал 3 миллиона фунтов стерлингов в месяц.)

Цель в бизнесе Сделать так, чтобы путешествовать стало не сложнее, чем заводить друзей на Facebook.

Место жительства Эдинбург, Великобритания.

Увлечения Десять лет профессионально катался на горных лыжах — увлекался слаломом. Был призером международных соревнований. Чуть-чуть недотянул до чемпионата мира.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера