Архив   Авторы  

Парк культуры и бизнеса
Дело

Западные эксперты упрекают Россию в недостатке корпоративной культуры. «Итоги» решили разобраться, действительно ли отечественные компании такие «некультурные»

 

В исследовании, проведенном недавно рейтинговым агентством Fitch, говорится: одним из главных факторов, тормозящих экономическое развитие России, является невысокий уровень корпоративной культуры. «Итоги» решили разобраться в том, что это такое - корпоративная культура и как она влияет на бизнес отечественных и иностранных компаний, работающих в нашей стране. Выяснилось, что с корпоративной культурой у нас и правда проблемы.

Стучите, вам зачтется

«Корпоративная культура - это система убеждений, норм поведения, установок и ценностей, определяющая, как должны вести себя и работать люди в данной компании», - говорит HR-аналитик компании Citilink Алексей Шичков. И для каждой страны культурные бизнес-нормы сугубо индивидуальны. Трудно себе представить, например, чтобы в российских фирмах когда-нибудь прижился японский стиль взаимоотношений между сотрудниками.

«Здравствуйте, спасибо за ваш звонок в компанию «Х», наш лозунг «Новые технологии облегчают жизнь». Это не фраза, записанная на автоответчике в российском представительстве фирмы из Страны восходящего солнца. Ее должен в живую произносить любой сотрудник японской компании, отвечая на каждый входящий звонок. А по окончании беседы, как «Отче наш», повторять другую сентенцию: «До свидания. Спасибо за ваш звонок в компанию «Х». Мы будем рады, если вы обратитесь по всем волнующим вас вопросам в наш главный офис по телефону…» Как правило, конец фразы российский клиент компании не слушает. Бросает трубку. Но японец все равно должен произнести ее до конца. За этим наблюдает специальная система, отслеживающая звонки по телефонной линии компании.

Дальше - больше. «Хорошо, что в России пока не работает компания Nidec. Ее глава Шигенобу Нагамори считает, что мытье туалетов способствует поднятию корпоративного духа среди работников», - рассказал «Итогам» один российский бизнесмен, занимающийся импортом электромоторов из Японии. Впрочем, все эти ужасы зарубежной корпоративной культуры - явные «перегибы на местах». Но все равно человек, попадающий в компанию, уже имеющую разработанные и внедренные в жизнь правила поведения сотрудников, сначала ощущает себя членом некой секты. О ее принципах он узнает сразу при подписании контракта. И речь идет не только о том, что он должен раз в две недели стричься или носить носки определенной раскраски, а юбку определенной длины.

В большинстве иностранных компаний или фирм с иностранным участием внутри HR-департаментов существуют целые отделы, отслеживающие исполнение норм корпоративной культуры. Причем «слежка» осуществляется и с помощью системы, которую в России принято называть обыкновенным стукачеством. Каждый работник имеет право и даже обязан доложить в отдел по работе с персоналом о неправильно одетом коллеге, случайно подслушанном разговоре по телефону, количестве выходов в курилку и так далее, и тому подобное.

«Очень часто компании с подобной корпоративной культурой жалуются нам на большую текучесть кадров и на то, что российские сотрудники подобную практику принимают слишком близко к сердцу», - говорит директор по развитию американской кадровой корпорации Manpower Ирина Курганова. По ее словам, западные бизнесмены крайне удивлены этим обстоятельством. «Это же только бизнес и ничего личного», - говорят они.

Очень плохо приживается на российской почве и так называемый институт эссесмента. Через определенное количество времени HR-департаменты рассылают сотрудникам опросные листы, в которых они должны не только охарактеризовать профессиональную квалификацию и качество работы каждого своего коллеги, с которым они непосредственно соприкасаются при выполнении своих должностных обязанностей, но и его личные качества. Злой или добрый, отзывчивый или нет и так далее. В некоторых компаниях доходит до того, что работников просят сообщить, знают ли они о случаях злоупотребления алкоголем кого-то из коллег во внерабочее время. И принцип «я не сто долларов, чтобы всем нравиться» в данном случае не работает. От результатов эссесмента зависит не только зарплата человека, на которого собирались отзывы, но и его карьерный рост. «После того как ко мне пришел один из ключевых сотрудников и заявил, что хочет уволиться, хотя результаты эссесмента говорили в его пользу, я эту практику отменил во всем учреждении», - сообщил «Итогам» руководитель российской «дочки» одного крупного иностранного банка. При этом он посетовал, что объяснить необходимость такого решения головному офису было очень сложно.

План по валу

Однако, как считают эксперты, не стоит думать, что пришедшая в Россию с ростом иностранных инвестиций корпоративная культура - это сплошь распевание гимнов во славу родной компании, доносительство и вмешательство в чужую личную жизнь. Очень часто выстраиваемая в компаниях корпоративная культура действительно способствует повышению производительности труда. Речь идет не только о знакомых нам еще с советских времен досках почета, переходящих вымпелах, торжественных собраниях с награждением особо отличившихся. Используется и основательно подзабытая у нас система отчетности сотрудника за объем выполненной им работы - пресловутый план по валу.

Например, в компании Ernst & Young компьютерную анкету time sheet каждый из более чем трех тысяч сотрудников московского офиса заполняет по пятницам. Причем все, вне зависимости от занимаемой должности. В ней они указывают проекты или задания руководства, которыми занимались, и количество часов, потраченных на каждый из них. Эти сведения поступают в HR-департамент и там архивируются. Сам по себе процесс заполнения электронной формы не является обременительным и занимает не более трех минут. Зато, как признаются сотрудники компании, эта программа позволяет им более четко планировать свою работу и освобождает от авралов.

Правда, Ирина Курганова относится к этой системе скептически. «Проверить, насколько она действительно отражает уровень занятости каждого работника, практически невозможно», - говорит она. Тем не менее таймшиты в последнее время активно внедряются и в российских компаниях. Прежде всего - в работающих на рынке консалтинговых, финансовых, банковских услуг.

Например, как рассказал «Итогам» исполнительный директор группы «ИМА» Михаил Сидоров, в их компании time sheet, или «почасовку», как называют ее сами работники, заполняют сотрудники, которые заняты в конкретных проектах. При этом его совершенно не смущает тот факт, что иногда содержащаяся в заполненной анкете информация может не соответствать действительности. «Бывает и так. Но крайне редко. Кроме того, мы используем эту программу не только для контроля сотрудников, но и для анализа, как много времени занимает у фирмы работа над каждым проектом и какие ресурсы нам необходимы для качественной его реализации», - поясняет Михаил Сидоров.

Ирина Курганова указывает также и на другие способы, которыми пользуются иностранные компании в борьбе за добросовестное и качественное исполнение обязанностей своими работниками. И именно их советует перенимать российским фирмам. Например, программу warm welcome. Речь идет о принятой в большинстве иностранных компаний практике «втягивания» новых сотрудников в стиль работы фирмы. И речь идет не только о знакомстве с коллективом. К новичку прикрепляется ветеран, отдавший компании уже много лет. Он-то и обучает новоприбывшего работе с базами данных, компьютерными программами и отвечает на все возникающие вопросы.

«Ведь компания берет человека на работу для того, чтобы он работал. И чем меньше времени уходит у него на адаптацию, тем больше пользы он способен принести», - поясняет Ирина Курганова. В иностранных компаниях процесс оформления всех необходимых для приема на работу документов занимает не более часа. Как правило, новый сотрудник сразу приходит на уже полностью оборудованное всем необходимым рабочее место и приступает к исполнению своих обязанностей. Правда, и увольняют из таких компаний тоже быстро. Всего за несколько часов. Причем с соблюдением всех норм действующего российского законодательства.

Наш билдинг

Немаловажной составляющей современной корпоративной культуры, как говорят специалисты, является так называемый team building, или построение команды путем проведения неформальных мероприятий, в которых участвуют сотрудники компании. Team buil-ding - это и корпоративные праздники, и психологические (игровые) тренинги, моделирующие жизнь коллектива, обучающие его совместной деятельности для достижения общей цели. Самые популярные места для проведения подобных мероприятий - подмосковные пансионаты. Хотя некоторые компании предпочитают более дальние поездки, например в Сочи.

На корпоративном празднике тренинги обычно проходят очень динамично. В арсенале консультантов по тимбилдингу большой набор физических и творческих упражнений. Его участникам приходится преодолевать препятствия, строить переправы, исследовать незнакомую местность, развивать некий проект и так далее. Во всех таких тренингах есть упражнения, направленные на формирование доверия к коллегам. К примеру, каждому участнику предлагают забраться на возвышение и упасть спиной назад на руки товарищей по команде.

Правда, как отмечают иностранные консультанты, предлагающие подобные занятия российским компаниям, в наших суровых условиях такие полезные для развития корпоративной культуры развлечения, как правило, сопровождаются обильным употреблением алкогольных напитков. В общем, что русскому хорошо, то немцу, сами понимаете.

Кстати, полагать, что у нас нет своей корпоративной культуры, - большое заблуждение. Один мой приятель, убежденный патриот (в его понимании этого слова), долгое время гордился тем, что сумел устроиться на работу в солидную компанию системным администратором. Особенно ему нравилось, что ее руководство подбирало сотрудников по национальному признаку. Там все были с русскими фамилиями. Мои насмешки по этому поводу он воспринимал стоически. И работой был вполне доволен. Но недолго. Причину расставания с любимой фирмой приятель объяснил просто: «Понимаешь, там каждую субботу устраивают экскурсии в монастыри. Да еще отмечают в журнале, кто поехал, а кто нет. Должна у меня быть личная жизнь?!» - горячился он. Теперь работает в компании, где нет никакой корпоративной культуры в современном ее понимании. Доволен страшно…

Это мы к чему рассказываем? Конечно, бездумное копирование западной системы управления бизнесом в российских условиях не нужно, считают опрошенные «Итогами» специалисты. Но и изобретать системы, якобы «психологически совместимые с национальным характером», тоже не стоит. «Я уверен, через некоторое время, по мере развития нашей экономики, в России выкристаллизуется своя собственная корпоративная культура, которая вберет в себя самое лучшее из международной корпоративной бизнес-культуры, но при этом будет также соответствовать нашим собственным традициям», - уверен партнер компании Ernst & Yuong Александр Ивлев. Главное, чтобы все поняли - совсем без корпоративной культуры компаниям никак не обойтись. Иначе получится полное бизнес-бескультурье.

Цена окультуривания

Как говорят специалисты, расходы на корпоративную культуру в российских компаниях зависят не только от их общего годового бюджета, но и от степени формализации управленческих процедур. Там, где сотрудникам приходится проходить внутренний эссесмент, или заполнять таймшиты, они на порядок выше. Ведь для этого необходим не только больший штат HR-департаментов, но и соответствующие компьютерные программы, и система документооборота. Что же касается затрат на построение команды (team building), то они зависят не только от фантазии самих HR-директоров, но и лимитируются соответствующими нормативами. Во многих компаниях они составляют примерно десятую часть от HR-бюджетов. Правда, сами корпорации тщательно скрывают информацию о таких тратах. Зато некоторые делятся сведениями о своих расходах на обучение персонала. Так, по данным исследования, проведенного компанией «АНКОР», 48 процентов работающих в России компаний тратят на обучение персонала не более двух процентов от объема своей годовой выручки. И только каждая десятая корпорация тратит на повышение квалификации работников до 10 процентов годового дохода. В любом случае, как говорят эксперты, эти затраты ненамного больше расходов, связанных с контролем поведения работников как на рабочем месте, так и за пределами офиса.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера