Архив   Авторы  
Дмитрий Медведев на прошлой неделе впервые встретился с крупными предпринимателями в качестве избранного президента.

Будем знакомы
Дело

Концепцию развития России до 2020 года Дмитрий Медведев согласился доработать с учетом замечаний большого бизнеса




 

На прошлой неделе в Кремле прошла встреча избранного президента Дмитрия Медведева с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Совокупная капитализация компаний, которые олицетворяли бизнесмены, пришедшие знакомиться с новым президентом страны, перевалила за 100 миллиардов долларов. Обсуждали глобальную проблему - как повысить производительность труда - и не менее глобальную концепцию социально-экономического развития России до 2020 года. Последнюю планировали принять уже в мае этого года. Однако доклад главы РСПП Александра Шохина сроки подкорректировал. Стратегический документ, получивший в СМИ сакральное название «план Путина», Дмитрий Медведев согласился доработать с учетом замечаний бизнес-сообщества. На следующий день после встречи в Кремле концепция была отправлена для внесения поправок обратно в Минэкономразвития. Основной проблемой является налог на добавленную стоимость. Бизнесмены считают, что НДС надо радикально снизить.

«Эта проблема тесно связана с концепцией развития России, и надо вначале решить вопрос о снижении ставок НДС», - заявил глава РСПП. Капитаны отечественной индустрии согласно кивали, наблюдая за реакцией новоизбранного президента. Дмитрий Медведев предложение поддержал: «Не должно быть ситуации, когда долгосрочная концепция уже принята, а решения по налогам нет. Если решения по налогам не могут быть приняты в установленный период, стало быть, и концептуальный документ должен быть принят чуть позднее».

Расчеты Минфина и Минэкономразвития, которые позволят судить о влиянии снижения НДС на экономику, должны быть готовы только в августе этого года. Так что План-2020 вряд ли будет утвержден раньше осени.

Напомним, РСПП предлагает снизить с 1 января 2009 года НДС до 10 процентов с нынешних 18. При этом оба президента - и Путин, и Медведев - полагают, что налог надо сократить до 12 процентов. Как считает зампред комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков, уменьшение ставки НДС стимулирует перерабатывающие и инновационные отрасли. Причем, по мнению Белякова, предложенная Минфином для снижения нагрузки на добывающие отрасли реформа налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) ни в коем случае не станет заменой снижения НДС. Снижение НДПИ может привлечь инвестиции в нефтегазовую отрасль, но не даст толчка развитию экономики в целом.

Однако Минфин, похоже, намерен тянуть с решением проблемы НДС как можно дольше. По мнению министра финансов Алексея Кудрина, даже при снижении НДС до 12 процентов казна недосчитается двух процентов ВВП. И это при нехороших прогнозах касательно нефтегазовой отрасли: бюджетные доходы от нее в ближайшие четыре года могут сократиться с нынешних 21 процента до 15, а значит, и расходную часть бюджета придется урезать на 1-1,5 процента. Какое уж тут снижение НДС! Однако оппоненты финансового ведомства, а это не только бизнесмены, но и Минэкономразвития, предлагающее повысить акцизы и тем самым возместить потери от снижения НДС, полагают, что сейчас, на пике цен на энергоносители, как раз и надо помочь перерабатывающим отраслям.

Впрочем, одно снижение налогов инновациям вряд ли поможет. Надо повышать производительность труда в целом, заявил Дмитрий Медведев. По его словам, в отдельных отраслях экономики производительность труда по сравнению с развитыми странами меньше в 20 раз. И одними лишь закупками высокотехнологичного оборудования проблему не решить. Крупным технологически замкнутым предприятиям Медведев посоветовал переходить на аутсорсинг, раздавая заказы малым предприятиям вместо того, чтобы пытаться сделать все самим, от винтика до готового механизма. И заметил, что собравшейся в Кремле элите бизнеса надо показать пример всем остальным, «стимулируя инновационное поведение» и поощряя работников к увеличению производительности труда.

Впрочем, у бизнеса - своя правда. Было бы кого поощрять, посетовал, к примеру, Алексей Мордашов. По его словам, опросы директоров российских предприятий показали, что больше половины из них ставят проблему нехватки квалифицированных кадров на первое место. Управленцев хватает, а простого мастерового человека найти все сложнее.

«Мы уже начали восстанавливать систему профессионального технического образования», - парировал Дмитрий Медведев, добавив, что лучше всего это делать на основе частно-государственного партнерства (ЧГП). Вокруг этой аббревиатуры завязалась бурная дискуссия. С одной стороны, правильнее называть «государственно-частное партнерство», но сокращение ГЧП вызывает нехорошие ассоциации. Президент РЖД Владимир Якунин объяснил, что надо говорить «общественно-частное партнерство», как в английском языке, откуда, собственно, словосочетание и пришло. Медведев отреагировал на это, предложив ввести термин ЧОП - «частно-общественное партнерство». Олигархи дружно засмеялись.

Но в конечном итоге все предлагаемые меры сводились к финансам. По словам Александра Шохина, для стимулирования производительности труда нужно работать в двух направлениях. Первое - оптимизировать инновационную деятельность, чтобы поощрить инновационные разработки. Хорошо бы отнести НИОКР на расходы, а не на прибыль предприятия, увеличить размер амортизационной премии с 10 до 30 процентов, снова ввести практику возврата инвестиционной льготы.

Второй комплекс мер - это, собственно, реформирование налоговой системы, в первую очередь снижение НДС. Необходимо решить наконец проблему с пенсиями. «Главное - сделать пенсионную систему устойчивой, а не как сейчас, когда большая часть пенсий субсидируется из федерального бюджета», - заявил Шохин «Итогам». Только решив все эти вопросы, можно принимать нормальную концепцию социально-экономического развития, считает глава РСПП.

Вообще же в Концепции-2020 должен быть прописан набор экономических мер, применяемых государством в случае той или иной макроэкономической ситуации, считает Александр Шохин. Тогда бизнесмены смогут понять, чего ждать от государства. Речь идет и о макроэкономической политике: будет ли, например, обеспечено свободное плавание обменного курса рубля или курс нацвалюты останется регулируемым. Ведь не секрет, что нестабильность государства и недоверие к нему предпринимателей сегодня остаются главными препятствиями на пути инвестиций. Многие согласны были бы вложить деньги в долгие проекты, если бы знали, чего ожидать от государства завтра.

Конечно, сама по себе концепция, даже самая тщательно разработанная, не привлечет долгие инвестиции в один миг. Но, по крайней мере, будет заложен первый камень. После чего, конечно, государству еще предстоит доказать, что оно придерживается этой концепции.

Понятно, что еще на протяжении нескольких месяцев мы так и не узнаем, в соответствии с каким планом будет развиваться экономика. Впрочем, главное, что крупные предприниматели и избранный президент посмотрели в глаза друг другу и поняли, что диалог возможен. «Давайте встречаться хоть пять раз в год, было бы что обсуждать», - заметил Дмитрий Медведев на прощание.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера