Архив   Авторы  

Короли информации
Дело

После покупки канадской медиагруппой Thomson британского агентства Reuters мировой рынок финансовой информации оказался поделен на троих

 

Свершилось: в апреле на Лондонской бирже появились акции компании Thomson Reuters. Процесс слияния двух крупнейших медийных корпораций - канадского холдинга Thomson Corp. и информационного агентства Reuters - завершен. «Новорожденный» оказался с отменным аппетитом и претендует как минимум на треть мирового рынка бизнес-информации. Покупка британского агентства канадской издательской группой за 17,2 миллиарда долларов стала крупнейшей сделкой в истории индустрии новостей и вызвала значительный передел рынка деловой информации. Образовавшийся медиамонстр становится главным поставщиком бизнес-новостей в мире, обойдя прежнего лидера - американское агентство Bloomberg. Рыночная доля Thomson Reuters, по некоторым оценкам, составляет 34 процента. Отныне практически всю бизнес-информацию в мире можно черпать лишь из трех источников. Помимо Thomson Reuters и Bloomberg это еще принадлежащая Руперту Мердоку компания Dow Jones. Некоторые эксперты опасаются, что такая концентрация позволит медиаимпериям манипулировать мировым финансовым рынком.

Голубиная бизнес-почта

Западный человек любую новость оценивает с точки зрения авторитетности источника информации. Какая-нибудь маленькая провинциальная радиостанция или газета местного значения может сколько угодно убеждать аудиторию в достоверности полученных сведений, но если они противоречат сообщениям ведущих информагентств, никто им не поверит. Таких грандов в мире всего несколько. Reuters один из них - едва ли не самый заслуженный. Его основал в 1851 году в лондонском Сити Пол Рейтер, немец по происхождению. Первоначально в задачу агентства входила оперативная передача биржевой информации между Парижем и Лондоном по только что проложенному телеграфному кабелю Кале - Дувр. До этого предприимчивый Рейтер использовал почтовых голубей на другой бизнес-линии - Аахен - Брюссель.

С годами агентство превратилось в мощную структуру, имеющую корреспондентскую сеть по всему миру. До объединения с Thomson в Reuters работали 17 тысяч сотрудников в 196 представительствах по всему миру. Но парадокс в том, что только 10 процентов своих доходов Reuters получал непосредственно от продажи новостей и фотобанка - информационных продуктов, снискавших ему мировую славу. Остальные 90 процентов - профессиональная бизнес-информация (прежде всего все те же биржевые сводки) и специализированная аналитика. К моменту слияния с Thomson британская медиакорпорация контролировала 23 процента мирового рынка деловой информации.

Окончательный выбор в пользу бизнес-новостей Reuters сделал с наступлением компьютерной эры. Компания давно, еще с 70-х годов прошлого века, сосредоточилась на развитии электронных информсистем для быстрорастущих мировых финансовых рынков. Это, в частности, принципиально изменило систему торговли валютой: дилерам была предоставлена возможность оперативного доступа к котировкам и новостям через компьютерные терминалы Reuters Monitor. С этого момента трейдеры перестали зависеть от телефона и телекса. В 1981 году появилась еще одна новинка - служба Reuters Monitor Dealing, позволившая дилерам осуществлять операции с контрагентами через сеть Reuters. Сегодня Dealing используется при совершении каждой второй валютной сделки на мировом рынке.

Казалось бы, при такой приверженности научно-техническому прогрессу Reuters должен был на корпус оторваться от соперников. Однако на деле все оказывается гораздо сложнее. Появляются все новые и новые конкуренты, стремительно осваивающие современные технологии, а средства связи развиваются с такой скоростью, что багаж прошлого становится не столько преимуществом, сколько помехой. «Старичкам» приходится туго, даже при всей их безупречной репутации и раскрученном бренде.

В последние годы Reuters явно испытывал трудности переходного периода. Проблема возникла, откуда не ждали. Вырос и окреп американский конкурент - агентство деловой информации Bloomberg. Этот новый агрессивный игрок, всего-то двадцати лет от роду, прессинговал «ветерана» буквально по всему медийному полю. В конце концов нервы у руководства Reuters не выдержали. Адвокаты британской компании выдвинули судебный иск против американского конкурента, в котором утверждалось, что агентство Bloomberg нарушило принадлежащие Reuters патенты на технологию, лежащую в основе системы автоматизированных биржевых торгов, иными словами - украло ноу-хау. Эта скандальная судебная тяжба наглядно свидетельствовала о том, что конкуренция между двумя медиагигантами вступила в новый, ожесточенный этап. Судебный спор завершился вничью, но было очевидно, что Reuters крайне нуждается в серьезном стратегическом партнере, чтобы противостоять агрессивному «американцу».

Испытывавшему трудности британскому агентству решил подставить плечо канадский концерн. Thomson - марка тоже солидная, хотя широкой европейской аудитории менее известная. Семейное предприятие Томсонов официально зарегистрировано в Канаде, но управляется из США, где расположена штаб-квартира медийного концерна. Его история насчитывает не полтора века, как у Reuters, но тоже немало - семьдесят лет. В 1934 году основатель будущего медиагиганта Рой Томсон занялся канадским газетным бизнесом. Со временем компания превратилась в крупную корпорацию, оцениваемую сегодня в 30 миллиардов долларов. Одно только личное состояние последнего в ряду наследников, Дэвида Томсона, составляет почти 20 миллиардов долларов. Семье Томсон в Thomson Corp. принадлежит 70 процентов акций через компанию Woodbridge Co. Ltd., которая официально ведает семейными финансами.

Нынешнего своего размаха Thomson достиг, когда руководство решительно переориентировало корпорацию на деловую информацию, отказавшись от издания таких газет, как The Times, The Globe and Mail, и прочей побочной продукции, сосредоточившись на новостной и аналитической бизнес-информации. Дело в том, что это самый доходный рынок в сфере массмедиа. Существуют целые армии бизнесменов, менеджеров, брокеров и аналитиков, готовых платить за нужную информацию большие деньги. Перестройка удалась. К моменту объединения с Reuters Thomson являлся одной из ведущих информструктур Северной Америки. На долю компании приходилось 11 процентов мирового рынка деловой информации.

Слияние путем поглощения

Слияние Thomson с Reuters многими экспертами оценивалось как шаг логичный и перспективный. Действительно, Reuters - известная новостная марка, настоящий бренд. Европейская компания с давними традициями прочно укрепилась в Старом Свете и Азии, в то время как Thomson имеет очень сильные позиции в США. Основные конкуренты - Bloomberg и Dow Jones, в свое время изрядно потеснившие Reuters на рынке деловой информации. Теперь объединенными усилиями Thomson и Reuters могли бы взять реванш.

Но при всей очевидности этих перспектив для аналитиков среди акционеров обеих компаний нашлось немало тех, кто был против заключения сделки века. Так, например, Дэвид Уорлок, проработавший в совете директоров Thomson в течение 17 лет, достаточно скептически высказывался о слиянии компаний. Он вспоминал, что основатель канадского медиаконцерна Рой Томсон крайне редко принимал решения о новых покупках. По словам Уорлока, если бы Дэвид Томсон, сегодняшний главный акционер, мог бы спросить своего деда о ценности нового приобретения, то Томсон-старший ответил бы так: «Это стоит ровно столько, сколько долларов я получу за добавление названия моей компании к агентству Reuters. И ни цента больше!»

Человек, долгие годы проработавший в руководстве канадского информхолдинга, откровенно сомневался в прибыльности создаваемого предприятия. Ведь чтобы наскрести 8,75 миллиарда для выплаты денежной части сделки, Тhomson пришлось продать несколько своих подразделений, в том числе одно из крупнейших - издательский комплекс, который канадцы уступили за 7,75 миллиарда долларов.

Но еще большие страсти кипели по другую сторону Атлантики. Многие сотрудники и акционеры Reuters высказывались против объединения. Причем и те и другие приводили один аргумент: с приходом Thomson британское агентство потеряет свою независимость и объективность. Дело в том, что знаменитая медиакомпания имела весьма специфическую систему владения. Всеми акциями Reuters распоряжался комитет по надзору за информационной независимостью компании, состоящий из представителей английских СМИ, политиков и бизнесменов. Этот комитет был создан в 1984 году, когда компания Reuters впервые вышла на биржу, с тем чтобы защитить редакционную независимость компании и не допустить ее служения интересам одного владельца. Чтобы никто не мог повлиять на содержание передаваемых материалов, одному отдельно взятому лицу по уставу запрещалось иметь больше 15 процентов акций. А суровый моральный кодекс производителей новостей был призван гарантировать беспристрастную и надежную информацию, и руководство строго следило за его неукоснительным соблюдением.

Впрочем, вскоре выяснилось, что принципы принципами, но деньги решают все. После того как Thomson повысил свое первоначальное предложение до 17,2 миллиарда долларов - невиданной для медиарынка суммы, акционеры Reuters о своих сомнениях забыли. Ради такого выгодного предложения они даже отказались от прежней формы владения. Компания Thomson Reuters перешла в собственность семьи Томсон, которая, разумеется, получила больше разрешенных ранее 15 процентов акций. Томсоны ныне владеют 53 процентами акций объединенной компании. А в целом на долю Thomson приходится 76 процентов акций, у Reuters - лишь 24 процента.

Семья Томсон обещает свято хранить принципы объективной журналистики Reuters. Впрочем, в свое время Томсоны так же клятвенно обещали не продавать газеты медиамагнату Руперту Мердоку. Но в конце концов эти издания перешли в руки владельца News Corp.

С сотрудниками Reuters все оказалось сложнее, чем с акционерами. Персонал несколько раз объявлял забастовку, требуя остановить сделку. Впрочем, как утверждают злые языки, и здесь не обошлось без личного интереса. Разработанная новыми владельцами программа сокращения расходов на 500 миллионов долларов в год не могла сулить сотрудникам Reuters ничего хорошего. «Пока мы работаем по-прежнему, но скорее всего дублирующие подразделения будут сливаться или закрываться, и неизбежны увольнения или переводы сотрудников», - рассказал «Итогам» работник одного из подразделений Thomson - агентства Thomson Financial News.

Были у этой сделки века и еще более могущественные противники. Антимонопольные комиссии ЕС и Соединенных Штатов выступали резко против подобного слияния. Как заявил официальный представитель Еврокомиссии, объединение крупнейших мировых медиакомпаний будет иметь серьезные последствия для информационного рынка, особенно для сектора финансовой информации. Беспокойство антимонопольщиков Европы и Америки вполне объяснимо, если учесть, что в тот же период, когда шли переговоры о слиянии Reuters и Thomson, на рынок деловой информации вышел и Руперт Мердок, купивший в дополнение ко всем своим медиаактивам компанию Dow Jones. Еврокомиссия принялась бить в набат, выражая опасения в чрезмерной централизации мирового рынка финансовой информации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Например, кто может дать гарантии, что три крупнейших игрока избегут соблазна воспользоваться своим монопольным правом на информационное пространство. Ведь чтобы получить очевидную выгоду, им даже не нужно грубо подтасовывать факты. Достаточно всего лишь придержать важную новость на несколько часов, и вот - финансовые рынки у них в кармане. Не нужно объяснять, что подобная задержка может значить для современного бизнеса, где счет идет не на часы, а порой на секунды. Но, несмотря на все препятствия, владельцам Thomson удалось продавить антимонопольные комиссии Евросоюза и США.

Информационный голод

Дебют на Лондонской бирже группы Thomson Reuters 17 апреля прошел торжественно, с речами и шампанским. Однако к вечеру выяснилось, что курс акций упал более чем на 8 процентов. На момент закрытия торгов цена одной акции Thomson Reuters была зафиксирована на отметке 15,6 фунта стерлингов, что на 1,4 фунта ниже цены открытия. Подобная картина наблюдалась и на биржах Нью-Йорка и Торонто.

Впрочем, глава нового медиагиганта Том Глосер не унывает. Он указывает на меньшую зависимость Thomson Reuters от нынешних потрясений на американском финансовом рынке в отличие, например, от изрядно пострадавшего из-за кризиса агентства Bloomberg. И подчеркивает преимущества от заметного роста интереса к информации в сфере валютного обмена и энергетики, в которых, по словам главного управляющего Thomson Reuters, его компания особенно сильна.

Том Глосер не скупился на обещания, гарантируя соединение рейтеровских традиций добросовестного информирования с томсоновским опытом работы на американских финансовых рынках. Разработанный Thomson современный высокотехнологичный продукт сеть Reuters сможет быстро разнести по всему миру. Финансовая информация должна приносить компании более 60 процентов дохода, и лишь 40 процентов отводится всему остальному.

Планы у главы корпорации более чем амбициозные. Но большинство аналитиков считают, что время сейчас для продавцов деловой информации не самое лучшее. По крайней мере не столь удачное, как год назад. Рынок испытывает информационный голод наоборот. В том смысле, что предложение бизнес-новостей растет, а вот число их потребителей заметно снижается. По подсчетам JPMorgan, только в одном Лондоне количество рабочих мест для специалистов в области финансов в этом году может сократиться на 40 тысяч в связи с ипотечным кризисом и проблемами с ликвидностью у крупнейших инвестиционных и банковских структур. Перспектива для компаний, специализирующихся на платной поставке конкретной бизнес-информации, выглядит в таком контексте не самой радужной.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера