Архив   Авторы  
Объемы продаж алкоголя падают, но, как считает Патрик Рикар, дело не только в стремлении к здоровому образу жизни: люди стали пить меньше, но более дорогие и качественные напитки

Пить стало лучше
Дело

В «стране миллионеров» есть где развернуться по части элитного пития: Россия становится одним из крупнейших импортеров алкоголя премиум-класса. Так считает глава корпорации Pernod Ricard Патрик Рикар

 

Гордость шведской алкогольной промышленности - водку Absolut - хотели приобрести многие. Повезло Pernod Ricard, о чем и заявил во время недавнего визита в Москву глава корпорации Патрик Рикар. Так что теперь французы вполне могут потеснить на мировом рынке своего давнего соперника британскую Diageo. В России это уже произошло: Pernod Ricard здесь лидер среди экспортеров крепкого алкоголя премиум-класса. По части элитного пития в нашей стране есть где развернуться. Так, во всяком случае, считает сам месье Рикар.

- Месье Рикар, чем для вас привлекательна Москва?

- Наше отделение в России показало очень хорошие результаты. Кроме того, ваша страна для нас - это часть огромного региона Восточной и Центральной Европы. И отсюда мы продвигаемся дальше, в Азию, в Китай. А вообще Москва - потрясающий город, изменяющийся с феерической быстротой. И он прекрасен.

- Вы создали российское представительство Pernod Ricard в 1995 году, а ваш первый визит сюда состоялся в 2004-м...

- Нет, первый был в 1978-м. Жил в гостинице «Россия», которой больше нет. Вот вам индикатор того, как все изменилось. По мне, так это совсем неплохо. А после этого я был здесь уже в конце 2004-го: хотя у меня и есть средства, но я не могу приезжать так часто... Pernod Ricard Rouss неплохо управлялся местным руководством под присмотром нашего европейского офиса. Не могу же я быть везде и одновременно! К тому же не забывайте, что легко и быстро перемещаться по миру можно только, если вам не мешают бюрократические препоны, такие, как виза. Виза - это право на приезд и отъезд в определенный день, а в бизнесе не всегда все можно рассчитать заранее. Но вообще должен сказать, что сегодня ситуация стала лучше.

- Для Pernod Ricard Rouss - это прежде всего рынок продукции класса люкс и суперлюкс. Этот сектор будет расти?

- Если Pernod Ricard удастся сохранить тот рост, что мы имеем на российском рынке сейчас - около миллиона литров в прошлом году, это будет великолепно. Правда, по объемам это немного по сравнению с рынком российской водки, который составляет 2 миллиарда литров. Но важно не только количество. Все сходятся на том, что Россия может побить рекорд по числу миллионеров и миллиардеров. Отрадно, что «мода на богатство» идет в глубь страны. Наши исследования подтверждают наличие такой тенденции. Это означает, что растет и рынок элитного алкоголя.

- Немного, но дорого, по-вашему, лучше, чем много и дешево?

- Сегодня алкоголь премиум-класса - самая быстрорастущая категория во всем портфеле брендов Pernod Ricard. К примеру, разница в цене между 6- и 12-летним виски превышает 50 процентов, а 25-летний виски может быть в разы дороже 18-летнего. Очевидно, что продажи такого алкоголя приносят огромную прибыль, однако в силу естественных причин объемы его производства ограничены. Например, при увеличении наших общих продаж на 5 процентов в категории премиального алкоголя рост составляет 15 процентов.

- Но все же вы намерены приобрести в России какой-то новый бренд?

- У нас есть российская водка «Алтай». Скоро мы завершим процесс присоединения шведской водки Аbsolut. У нее хороший потенциал для продаж в России. Из региональных брендов у нас есть армянский «Арарат» - бренди высокого качества. Немало престижных виски, коньяк, шампанское, вина... Может, добавим еще марку, приобретя какой-нибудь местный бренд, скажем, из водочных.

- Компания долго колебалась между Stolichnaya и Absolut, сделав выбор в пользу последнего. Почему?

- Мы всегда говорили, что заинтересованы в Stolichnaya и приложим все усилия, чтобы приобрести этот бренд. Однако мы также говорили, что будем среди кандидатов на покупку Absolut, если его приватизация начнется до того, как мы достигнем договоренности по Stolichnaya. Поэтому когда в начале января Absolut выставили на продажу, мы приостановили переговоры по Stolichnaya. Заявили, что будем бороться за тот актив, который сможем приобрести быстрее и с меньшими трудностями.

- Ваша компания «номер один» прежде всего на рынках развивающихся стран и бывшего соцлагеря. Потенциал этих рынков выше, чем, скажем, в США и Западной Европе?

- Все рынки ключевые! Российские, бразильские, индийские и китайские потребители готовы платить бoльшие деньги за бутылку виски, водки или коньяка, ибо этого требует их недавно приобретенный социальный статус. Что же касается США, то для Pernod Ricard это рынок є 1, впереди Испании и Франции.

- Что для вас важнее - удача или расчет?

- Конечно, удача. Куда без нее? Будь кто-то семи пядей во лбу, но без удачи он далеко не продвинется. Но главное не получить шанс, а правильно его использовать. Думаю, что история нашей компании это доказывает: когда два конкурента Pernod и Ricard объединялись, многие сомневались в целесообразности такого союза - мол, рынок слишком мал, проблем много. А история с покупкой Seagram? Мол, мы заплатили слишком много! А я считаю, это того стоило... Я вас огорошу: наша самая большая удача - это провал. Мы задумали избавиться от безалкогольной составляющей и продать Orangina компании Coca-Cola. Но французские власти не дали разрешения на эту сделку. Мы же хотели выручить от этой продажи средства, которые намеревались тут же вложить в покупку Allied Domecq. Мы продали Orangina лишь спустя некоторое время, а вслед за этим купили и Allied Domecq, только по куда более низкой цене.

- Что вам подсказывает интуиция: человечество идет к унификации вкусов или наоборот?

- Строго между нами: понятия не имею. Если присмотреться к Евросоюзу, то тенденции нет: где-то лидируют с большим отрывом один-два напитка, где-то народ желает пробовать все новое и новое.

- В эпоху борьбы за здоровый образ жизни как меняется мода на алкоголь?

- Есть марки, которые легко входят в моду, но потом их забывают. Есть традиционные, несущие отпечаток той или иной культуры, они, может, и не дают пиков продаж, но зато у них есть постоянные поклонники. Объемы продаж алкоголя падают, но дело не только в стремлении вести здоровый образ жизни. Люди стали пить меньше, но более дорогие и качественные напитки.

- Чем можно объяснить изменение вкусовых пристрастий ваших соотечественников? Говорят, французы сегодня предпочитают водку?

- Да, такая мода появилась. Но напиток «номер один» во Франции - виски. На втором месте анисовые марки. А водка - небольшой рынок - около 17 миллионов литров, но он растет грандиозными темпами - на 20 процентов в год.

- А как же французские вина? Среди ваших брендов я их, кстати, не увидела: вина других стран и континентов, но не Франции. Почему?

- У нас две марки шампанского. Когда-то мы подумывали о том, чтобы вложиться в покупку виноградников где-нибудь в Бордо или Бургундии. Но потом решили, что это нерентабельно. Мне кажется, мы лучше распорядились средствами, вложив их в Chivas Regal и Absolut. Надеюсь, что однажды, когда мы избавимся от долгов, то купим какой-нибудь Chateau, приносящий небольшое число бутылок, зато по астрономическим ценам. В ресторане такая бутылочка легко может обойтись в тысячу евро, тогда как наши вина из Австралии, Новой Зеландии, Аргентины, Бразилии или США стоят в среднем около 20 евро. Конечно, это не Cheval Blanc, но что-то в них есть...

- Не боитесь оторваться от корней?

- Нет. Мы только по происхождению французская компания, а по духу - уже давно транснациональная. Мы - французы во Франции, русские в России, китайцы в Китае. У нас в основе две культуры - общекорпоративная и той страны, где ведутся продажи.

- Откройте секрет: как создать транснациональную корпорацию?

- В первую очередь мы сделали правильную ставку - на децентрализацию. Решили дать карт-бланш нашим представительствам в других странах. Нам важно вживаться в новые рынки, а кто это может сделать лучше, чем региональная команда? Например, в Китае Chivas Regal предпочитают пить... с зеленым чаем. Может, это напоминает им чайную церемонию, а может, просто нравится. Главное, чтобы мы уважали любую культуру. Так что в децентрализации наша сила.

- Не проще ли заняться пропагандой того, что производится в стране или регионе...

- И это мы делаем. У нас есть 15 стратегических брендов, но помимо них еще порядка трех десятков сильных локальных марок, которые позволяют нам лучше закрепляться на рынке. Например, если бы мы в свое время не приобрели «Арарат», то наши позиции на российском рынке не были бы такими, как сегодня. Региональные бренды, как локомотивы, помогают продвигать «стратегические марки».

- Как вы ощущаете себя в роли «живой легенды»?

- Совсем не ощущаю.

- Но вы же преуспели?..

- Скажем так: Pernod Ricard неплохо преуспел, а я имею опосредованное отношение к этому успеху. В равной степени его принесли и бывшие руководители компании - мой отец Поль Рикар и нынешняя команда. Убежден, что наш успех - создание коллективного разума. Иными словами, я не действовал в одиночку и не несу всей полноты ответственности... за этот небывалый успех.

- А сейчас вы хотите уйти, чтобы охотиться на дичь, а не на конкурентов...

- Я возглавляю Pernod Ricard 30 лет. Мир меняется, вкусы, бренды, а вот нагрузка только растет... Пришла пора взять тайм-аут, хотя бы небольшой. Я остаюсь главным акционером и президентом административного совета. Буду меньше ездить и сидеть в бюро, но в компании меня по-прежнему будет много.

- Вопрос от известного литературного персонажа: вино какой страны вы предпочитаете пить в это время дня?

- Сейчас я пью кофе. А вообще очень люблю Ricard, во время еды - красное вино. Но также люблю и водку, и виски... Был бы выбор, а он, слава богу, есть.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера