Архив   Авторы  
Средняя цена нового автомобиля в России пока ниже, чем в Европе, зато объемы продаж впечатляют. Если верить прогнозам, в 2008 году мы купим от 3,5 до 3,8 миллиона машин

На Берлин!
Дело

Уже скоро Россия может отнять у Германии звание крупнейшего авторынка Европы

 

Феноменальные темпы роста продаж автомобилей в России уже никого не удивляют. Если в 2005 году эксперты с восторгом говорили о «рекордном годе» и не верили, что такое может повториться, то сейчас взятие очередных высот уже не вызывает столь бурных эмоций: привыкли. А между тем в первой половине этого года произошло событие знаковое: наш автомобильный рынок стал крупнейшим в Европе. По данным PriceWaterhouseCoopers, за шесть месяцев российский автопарк вырос на 1 миллион 645 тысяч машин. Прежний европейский лидер - Германия - отстает на 15 тысяч автомобилей.

Правда, опрошенные «Итогами» эксперты пока не спешат объявлять Россию победителем. «В статистике PriceWaterhouseCoopers учитываются и 190 тысяч ввезенных в Россию подержанных машин, в то время как в Германии, где импорт «бэушек» минимален, считают продажи только новых автомобилей, - говорит руководитель подразделения по оказанию услуг предприятиям автомобильной промышленности Ernst&Young Иван Бончев. - К тому же в российской статистике учитывается импорт легкой коммерческой техники, а это десятки тысяч машин».

Впрочем, в том, что Россия рано или поздно станет крупнейшим автомобильным рынком Европы, никто не сомневается. «Даже если по итогам полугодия мы вторые, выход на первое место - вопрос ближайших месяцев», - уверен аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников. «В 2009 году это уж точно произойдет», - соглашается Иван Бончев. Этому, полагают эксперты, способствуют сразу несколько факторов. Сейчас на тысячу россиян приходится около двухсот автомобилей, в то время как в Западной Европе этот показатель в среднем превышает четыреста машин, а в США - семьсот. Следовательно, наш рынок все еще далек от насыщения. Быстрый рост доходов населения, развитие системы кредитования и лизинга также стимулируют рост продаж.

Несмотря на то что по количеству проданных машин Россия уже готова бороться за европейское первенство, на их покупку мы пока тратим меньше денег, чем жители той же Германии. По итогам этого года на приобретение автомобилей в России будет потрачено около 70 миллиардов долларов, прогнозируют в ФК «Открытие», в то время как в Германии объем рынка превышает 100 миллиардов долларов. Однако и этот рубеж для нас преодолим, уверены эксперты. Средняя стоимость автомобилей возрастет, и даже если по этому показателю мы не догоним Германию, то возьмем количеством - в перспективе у нас будут продаваться пять миллионов автомобилей ежегодно.

Как подсчитали в Комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, российский автомобильный рынок в первом полугодии вырос на 41 процент, причем продажи новых иномарок - на 47 процентов. Всего за первое полугодие россияне купили 1 миллион 58 тысяч новых машин иностранных брендов - больше, чем за весь 2006 год. Если проанализировать динамику роста с начала года, то ситуация напоминает прошлогоднюю: резкий всплеск в первые месяцы и последующая стабилизация в апреле, мае и июне. Объясняется это просто: в начале года, как правило, происходит перераспределение квот для российского рынка и распродажа дилерами оставшихся машин 2007 года, а к весне автосалоны и представительства выходят на плановые ежемесячные продажи. Если прошлогодний сценарий повторится, то некоторого подъема можно ожидать и к концу года, когда в одних компаниях под влиянием спроса корректируют объемы в сторону увеличения, а в других, напротив, объявляют скидки, чтобы выполнить годовой план.

По мнению экспертов, сейчас успех той или иной марки объясняется наличием в модельной гамме «народных» моделей, развитием дилерской сети и успешностью маркетинговой политики. «В крупных городах продажи почти не растут, и рынок развивается за счет регионов, где покупателям нужны простые и надежные автомобили с выгодным соотношением цены и качества, с доступным сервисом», - говорит Кирилл Таченников. По мнению Ивана Бончева, именно это объясняет, в частности, успех автомобилей концерна General Motors. «В России GM ведет более агрессивную ценовую политику, чем в других европейских странах, стремясь закрепиться на молодом рынке», - констатирует аналитик.

В количественном выражении лидером среди иномарок остается Chevrolet - за шесть месяцев по России разъехалось более 125 тысяч «крестоносных» машин. Успех обеспечили недорогие машины корейского происхождения - в первую очередь Lacetti, продажи которой выросли на 155 процентов. Отчасти за счет переманивания клиентов у Ford Focus этот автомобиль пока сохраняет звание самой популярной российской иномарки, однако из-за нехватки машин в недорогих комплектациях его продажи не растут.

Второе место в списке самых успешных занимает Hyundai. В прошлом году корейцы приняли окончательное решение о строительстве завода под Санкт-Петербургом, это свидетельствует о том, что руководство компании считает Россию одним из ключевых рынков. В итоге дилеры смогли получить достаточное количество машин из Кореи, а «ТагАЗ», который сейчас выпускает Hyundai Accent, Sonata, Santa Fe Classic, Elantra XD и Porter, - дополнительные сборочные комплекты.

Ford, который еще в 2006 году был лидером на российском рынке, остается на третьем месте. Впрочем, уже во втором полугодии ситуация может измениться - мощность завода во Всеволожске будет увеличена с 70 до 125 тысяч машин в год за счет сборки дополнительных 30 тысяч Focus и 25 тысяч Mondeo.

Специалисты отмечают успех марки Honda, которая увеличила продажи на 157 процентов - до 35 тысяч машин - и заняла двенадцатую строчку. Поспособствовала этому главным образом популярность Civic: продажи гольф-классника подскочили аж на 255 процентов. Дело в том, что с первого января «сивики» везут к нам не из Японии, а из Турции. Это позволило уменьшить сроки ожидания автомобилей и «окучить» больше клиентов.

Главным разочарованием первого полугодия можно назвать спад продаж китайских автомобилей. Прежде всего это относится к марке Chery: она потеряла сразу 47 процентов. В первую очередь из-за прекращения сборки на «Автоторе», но есть и другое объяснение. Видимо, интерес российских покупателей к китайской технике все-таки был переоценен. Если еще год назад PriceWaterhouseCoopers прогнозировал, что в ближайшие годы продажи китайских машин достигнут нескольких сот тысяч в год, то сейчас мнение аналитиков изменилось: доля «китайцев» останется незначительной. Автомобили из Поднебесной будут покупать только из-за низкой цены, которую может обеспечить российская сборка. Пока же их стоимость сопоставима с корейскими и даже европейскими аналогами. Проблемы с сервисом и запчастями, а также неважная репутация китайских машин не способствуют их успеху, считают в Ernst&Young.

В отличие от продукции из КНР для традиционных российских автопроизводителей первое полугодие стало удачным: судя по выкладкам PriceWaterhouseCoopers, продажи «нашемарок» выросли на 27 процентов. Отчасти это объясняется спадом продаж «АВТОВАЗа» в прошлом году - фактически компания вернула себе утраченные позиции. Спрос на Lada начал расти еще во второй половине прошлого года - на фоне дефицита и повышения цен на бюджетные иномарки. Впрочем, эксперты по-прежнему критически оценивают позиции автогиганта. «Компании надо срочно обновлять модельную линейку, иначе спрос неминуемо начнет снижаться. Новые модели должны появиться в результате сотрудничества с Renault, однако пока точный план их запуска даже не утвержден. Скорее всего, к 2012 году на конвейере «АВТОВАЗа» не останется моделей собственной разработки и завод можно будет с полным правом причислять к предприятиям, собирающим иномарки», - уверен Кирилл Таченников.

Итак, в первом полугодии мы впереди Европы всей. Что дальше? Эксперты дают достаточно близкие прогнозы на полный 2008 год. Самый оптимистический сценарий рисуют в PriceWaterhouseCoopers - 3,8 миллиона проданных автомобилей с учетом импорта подержанных иномарок. В ФК «Открытие» более сдержанны: по их данным, итоговая цифра составит чуть более 3,5 миллиона, ну а в Ernst&Young полагают, что к концу года дилеры обработают 3,2 миллиона клиентов. И это без учета подержанной техники, на которую придется 350-400 тысяч авто.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера