Архив   Авторы  

Подержанное будущее
Дело

Российский рынок автомобильного секонд-хенда становится более цивилизованным: машины с пробегом переселяются под крыши официальных шоу-румов



 

Еще лет десять назад покупка авто для наших сограждан выглядела так: берем толстую бесплатную газету с объявлениями и начинаем звонить в многочисленные "автосалоны под открытым небом", выясняя, у кого дешевле ВАЗ-21093. Или ищем, обычно по рекомендации, надежного человека, который пригонит из Германии иномарку "без пробега по России" в кондиции "муха не сидела". Особо состоятельные сограждане покупали новенькие иномарки прямо здесь, в немногочисленных дилерских центрах, где их, как редких клиентов шикарного бутика, встречали вежливые и услужливые продавцы. Но для последующей продажи все равно приходилось ехать на авторынок либо избавляться от б/у через знакомых.

С тех пор ситуация с новыми автомобилями кардинально изменилась. В последние годы продажи иномарок с нулевым пробегом подскочили в десятки раз. Теперь, чтобы купить машину, мы находим в Интернете адрес дилера, едем в автосалон и делаем заказ. Если повезет, забираем автомобиль через несколько дней, иногда ждем месяцами - популярные иномарки в дефиците. Года через три, когда гарантия заканчивается, большинство меняет машину на новую. Обычно - более высокого класса. А те самые трех-четырехлетние "Логаны" и "Акценты" уходят в глубинку, где зар-платы ниже, но желание ездить на чем-то поприличнее пожилого Passat B3 есть.

"Регионы едут за автомобилями с пробегом не в Германию, а в Москву. Здесь дешевле, да и автомобили понятнее, с историей, и обслуживались в соответствии с мировыми стандартами", - рассказал "Итогам" руководитель направления "Автомобили с пробегом" ГК "Независимость" Игорь Мацкевич. Тем паче что российские филиалы зарубежных производителей все активнее расширяют дилерскую сеть - обслужить Ford Focus где-нибудь под Тобольском уже не проблема. "А уж если и региональных рынков будет не хватать - наладим экспорт в страны СНГ", - уверены дилеры.

По данным аналитического агентства "АВТОСТАТ", иномарочный парк вдали от столиц постоянно растет - так, в Сибирском федеральном округе доля новых и подержанных машин иностранного производства составляла в 2006 году 25,6 процента, а в прошлом - уже 31,5 процента. Причем главным образом это бюджетные марки. Аналитики считают, что к 2012 году из неяпонских брендов (статистику здорово путает Дальний Восток, где почти весь автопарк - "праворукие" "японки") самыми популярными у россиян будут автомобили Ford - их по дорогам страны будет ездить более 1,6 миллиона. Где-то рядом - Chevrolet (1,26 миллиона) и Hyundai (около 930 тысяч).

Любой платит дважды

В отличие от рынка новых автомобилей ситуация с продажей подержанных машин за последние годы почти не изменилась. Разве что импорт такого транспорта из-за высоких таможенных пошлин значительно снизился. Хотя официальные дилеры уже не первый год предлагают услугу trade-in (старый автомобиль выкупается у частного лица в зачет стоимости нового, а затем продается), широкого распространения эта схема до сих пор не получила. И вот почему: при перепродаже машин б/у, принадлежавших физическим лицам, дилер обязан выплатить НДС в размере 18 процентов от стоимости автомобиля. Выходит, налог платится дважды - сперва при продаже нового автомобиля, потом - подержанного. Так что автосалоны стремятся не выкупать у прежних владельцев их автомобили, а принимать их на комиссию: при совершении подобной сделки между двумя частниками налог не взимается. Но это создает дополнительные сложности при оформлении документов, так как дилер, принимая машину, выплачивает за нее деньги, но собственником так и не становится. Если, например, сдавший на комиссию автомобиль гражданин "попадет" на раздел имущества, вместе с ним "попадет" и дилер.

Однако все может измениться: Госдума рассматривает законопроект об отмене НДС на подержанные автомобили. Пока речь идет о машинах старше трех лет, но, по словам одного из участников рынка, к закону уже готова поправка, которая отменит налог и для "двухлеток". В итоге автосалоны смогут торговать бэушной техникой наравне с частниками и рассчитывают, что клиент придет именно к ним.

Битва за покупателя

Впрочем, ряд экспертов рассматривает перемещение торговли бэушными авто с улицы в автосалон как естественный процесс, который напрямую с отменой НДС не связан. Мол, просто раньше в стране не было крупных дилеров и машинами торговали все кому не лень. А теперь такие компании начали появляться. Уже сейчас именно дилеры диктуют цены на подержанные автомобили, утверждает Игорь Мацкевич. Вплотную заняться вторичным рынком их заставляют обстоятельства. Из-за все возрастающей конкуренции прибыль от продаж новых автомобилей снижается, признаются менеджеры автосалонов. В перспективе Россия придет к ситуации, существующей на Западе, где дилеры почти не зарабатывают на торговле новьем. Зато там компании получают очень хорошие деньги от перепродажи подержанных машин и от их обслуживания. Такая схема выгодна и автопроизводителям. Во-первых, снижение цен на новые машины за счет сокращения дилерских наценок благоприятно сказывается на их продажах. Во-вторых, возможность легко и просто продать старую машину или поменять ее с доплатой на новую повышает лояльность к марке и увеличивает шанс, что за новой машиной клиент придет в тот же автосалон. В-третьих, перед продажей дилеры проводят техподготовку бэушек, что снижает последующее число поломок и повышает доверие к бренду.

Кстати, ни дилеров, ни автопроизводителей не пугает возможность перенасыщения рынка вследствие наплыва трехлетних иномарок. По количеству автомобилей на тысячу жителей Россия все еще отстает даже от Восточной Европы, не говоря уже о Старом Свете и тем более США. "Вторых рук хватит надолго, - считает Игорь Мацкевич. - Улучшение качества автопарка предстоит еще многим и многим регионам России, которые пока достаточно медленно расстаются с продукцией российского автопрома".

Без риска, но не бесплатно

О плюсах продажи и покупки подержанного автомобиля через официальных дилеров представители компаний готовы говорить часами. Здесь вам и юридическая чистота сделки, и гарантия того, что у машины не всплывет криминальное прошлое, и предпродажная подготовка, включающая проверку всех основных механизмов. Нам обещают, что процесс покупки подержанной машины будет таким же приятным, как и приобретение нового автомобиля. Еще одно преимущество - возможность купить подержанную машину в кредит.

Те же блага получает и автовладелец, желающий избавиться от старого авто. Приезжая в салон, он может быстро получить деньги и быть уверенным, что никто не попытается его надуть. Месяцами искать "хорошие руки" среди друзей и друзей друзей больше не надо. Как необязательно соглашаться на встречу с потенциальным покупателем из Интернета, которую тот назначил за гаражами в Южном Бутове. Причем автодилеры готовы приобретать автомобили не только в зачет стоимости новой машины, но и просто за наличные. Более того, в скором времени в России могут появиться компании, специализирующиеся именно на торговле б/у. Например, чешская AAA AUTO Group, которая уже лидирует в этом сегменте на рынках Восточной Европы.

Впрочем, при всех преимуществах цивилизованного рынка не стоит забывать, что дилеры в данном случае выступают как посредники, основная цель которых - заработать. Продавцы в автосалонах не скрывают, что выкуп автомобиля происходит по цене, которая ниже рыночной. Ценник при продаже, как правило, тоже выше, чем на рынке, а торг так и вовсе невозможен.

Кроме того, продажа подержанных машин через официальных дилеров имеет еще один приятный для автосалонов и производителей момент. Это позволяет удержать автовладельцев от соблазна воспользоваться услугами неофициальных автосервисов, которые значительно дешевле и зачастую не хуже. Ведь если новоиспеченный владелец рассчитывает через несколько лет сдать машину назад в автосалон, ему придется обслуживаться только у официалов, иначе дилер может заметно снизить выкупную цену. Покупателям, купившим в автосалоне подержанную машину, также рекомендуют обслуживать ее по всем правилам - иначе владелец "слетает" с продленной гарантии.

Впрочем, эксперты убеждены, что с развитием продаж подержанных машин в автосалонах открытые площадки с тысячами авто никуда не исчезнут, а в регионах будут доминировать еще долгие годы. "Существенными продажи автомобилей с пробегом у крупных дилеров станут не раньше, чем через пару лет после отмены двойного НДС", - уверен Евгений Шаго, начальник аналитического управления УК "Ингосстрах-Инвестиции". Следовательно, у нас будет выбор: хочешь - переплачивай салону и спи спокойно, а нет - ищи удачи на диком рынке.

СПЕЦИАЛИСТ

Дело о десяти миллиардах

"Оценить объем российского рынка подержанных автомобилей весьма сложно, но ориентировочно речь идет о 15-20 миллиардах долларов. Почти половина из них приходится на отечественные машины и иномарки старше пяти лет - крупным дилерам этот сегмент почти не интересен. Остается максимум десять миллиардов, и серьезные дилеры в перспективе могут занять около 70 процентов этого рынка.

Интерес как дилеров, так и автопроизводителей к сегменту б/у машин объясняется тем, что из-за роста конкуренции маржа от продаж новых иномарок в России постоянно снижается. В перспективе мы придем к той же ситуации, что существует в США, когда новые машины продаются "в ноль" или даже в убыток, но зато дилер отыгрывается при перепродаже, а автопроизводитель - при поставке запчастей и расходных материалов. При этом у владельца автомобиля в США всегда есть выбор - купить подержанный автомобиль чуть дороже у официального дилера или сэкономить и приобрести его у частного перекупщика. Такой же выбор будет и у российских автомобилистов. Но я убежден, что многие придут в салоны крупных официальных продавцов. Тут есть сразу несколько преимуществ. По закону мы обязаны проинформировать покупателя обо всех случаях ремонта подержанного автомобиля. Иначе, если в ходе эксплуатации владелец обнаружит, что у машины была заменена, например, коробка передач, нам придется вернуть покупателю деньги. Частный продавец таких гарантий никогда не даст. Кроме того, сейчас все автопроизводители ведут переговоры со страховыми компаниями о предоставлении продленной гарантии на подержанные автомобили, проданные фирменными автосалонами. Это повысит стоимость машины еще на несколько сотен долларов, но зато клиент получит двухлетнюю гарантию на основные узлы автомобиля. Уверен, желающих заплатить за такую услугу будет немало".

Олег Мосеев

фи­нан­со­вый ди­рек­тор ГК "АвтоСпецЦентр"

А КАК У НИХ?

Прибыльное дело

В США рынок подержанных машин лидирует в секторе розничной торговли - его объем составляет около 370 миллиардов долларов. На каждый проданный новый автомобиль там приходится более двух с пробегом. Автосалоны, специализирующиеся на "нулевых" авто, подержанными занимаются в основном в рамках услуги trade-in, но есть компании, которые торгуют исключительно бэушным товаром. Кроме того, продажей таких автомобилей занимаются лизинговые и прокатные компании, а также специальные аукционы, которые только появляются в России.

В Европе основные продажи подержанной техники также идут через крупных дилеров. При этом большинство неновых автомобилей получает 12-месячную гарантию на основные агрегаты. По данным PricewaterhouseCoopers, продажа новых автомобилей приносит западноевропейским дилерам 70 процентов выручки и только 31 процент прибыли. Основными источниками прибыли для них остаются продажа секонд-хенда (24 процента прибыли) и обслуживание подержанных машин (42 процента).

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера