Архив   Авторы  
Мало кто мог предположить, что проблемы с оплатой топлива альянсом Airunion приведут к коллапсу в крупнейших аэропортах страны. На фото: лайнер входящей в альянс компании "КрасЭйр" в домодедово.

Вылет задерживается
Дело

Государство готовит для AirUnion запасной аэродром



 

Задержки с вылетом у российских авиаперевозчиков - довольно частое явление, особенно в высокий сезон. Поэтому в начале августа мало кто мог предположить, что сбои в расписании альянса AirUnion приведут к коллапсу на рынке и ускорят создание новой, крупнейшей в России авиакомпании. Госкорпорация "Ростехнологии", правительство Москвы и администрация Красноярского края договорились об учреждении авиационного альянса, который возьмет под свое крыло и AirUnion.

Речь об этом велась не первый месяц, но решение было принято только тогда, когда разразился тяжелейший кризис. Самолеты не могли взлететь из-за отказа топливно-заправочных комплексов обслуживать сильно задолжавших клиентов. Первые объяснения - якобы цены на нефть всему виной - звучали правдоподобно, и казалось, ситуация быстро разрешится. Но когда в аэропортах скопилось несколько тысяч пассажиров, а проблемой невылетов заинтересовались все, включая премьера Владимира Путина, стало ясно, что дело не только в керосине.

Проблема, как оказалось, в том числе и в ответственности государства перед бизнесом, который оно "приручает". Не имевший за всю историю российской авиации прецедент с AirUnion может стать серьезным уроком для широко распространенных ныне госкорпораций.

Как все начиналось

Инициатором создания AirUnion выступили совладельцы авиакомпаний "КрасЭйр" и "Сибавиатранс" братья Борис и Александр Абрамовичи. Несколько лет назад они начали скупать авиационные активы, а в 2005 году - технологически объединять бизнес пяти авиакомпаний: "КрасЭйр", "Домодедовских авиалиний", "Самары", "Омск­авиа" и "Сибавиатранса". Была, правда, одна загвоздка - совладельцем основных перевозчиков было государство, а без его одобрения юридического слияния произойти не могло. Многие участники рынка сомневались в жизнеспособности новой компании - долги, устаревший, неэффективный авиапарк, слабая маршрутная сеть и прочее. "Нельзя на базе убыточных перевозчиков создать прибыльную компанию", - уверял "Итоги" руководитель одной из крупных авиаструктур. Но полтора года назад братьям все-таки удалось сломить сопротивление чиновников, подведя слияние под идею укрупнения отрасли и создания конкуренции национальной авиакомпании - "Аэрофлоту". Она ложилась в стратегию Минтранса по созданию конкурентной среды в гражданской авиации. Именно это министерство и поддержало консолидацию.

В конце апреля прошлого года авиа­ционный альянс был создан, но долги авиакомпаний росли как снежный ком. На начало прошлого года сумма кредиторской задолженности достигла почти 3,5 миллиарда рублей, а к середине 2007 года она выросла до 4,88 миллиарда. На рынке столь бурный рост кредиторки связывали с желанием Абрамовичей снизить суммарную стоимость будущей компании, чтобы контроль достался им, а не государству. При этом на другие проекты у бизнесменов деньги почему-то находились. В 2006 году с их участием была создана первая российская авиакомпания-дискаунтер Sky Express, а в прошлом году братья стали совладельцами венгерского национального перевозчика - Malev. И у этих авиакомпаний, как ни странно, проблем с керосином не возникло...

На пике кризиса санкции, конечно, последовали. Генпрокуратура вынесла предостережение замминистра транспорта Александру Мишарину, который является председателем совета директоров "КрасЭйра", в связи с задержками авиарейсов и повсеместными нарушениями прав пассажиров. Прокуроры считают, что он "самоустранился" от проблем авиакомпании, не поднимая на совете директоров вопросы о ее финансовом положении и растущей задолженности. Замминистра не первый чиновник, на кого обратила внимание прокуратура. В конце августа она поставила перед Минтрансом вопрос о привлечении главы Росавиации Евгения Бачурина к дисциплинарной ответственности из-за того, что он "не принял должных мер к нормализации ситуации". Счетная палата же на этой неделе начинает проверки перевозчиков, входящих в альянс.

Ну а пока на 22 сентября намечено заседание Красноярского арбитражного суда по иску "Ильюшин финанс Ко" о банкротстве "КрасЭйра" за неуплату лизинговых платежей. Кроме того, иск в Арбитражный суд Московской области с требованием признать банкротом "Домодедовские авиалинии" подала Русская нефтяная группа. Лежит в суде иск и от Федеральной налоговой службы. Ситуацию разрешить не удается по сей день. На этой неделе должны быть приняты решения о смене советов директоров авиакомпаний альянса. В них должны войти представители "Ростехнологий" и кредиторов.

Что дальше?

Нюанс в том, что в мае этого года контрольный пакет акций проблемного авиасоюза был передан госкорпорации "Ростехнологии". Передан-то был, но к пику кризиса, как говорится, на баланс еще не поступил. И если прежде те же "Ростехнологии" (как, впрочем, и иные аналогичные структуры) стремились получить в управление максимум активов, то после первых признаков проблем в AirUnion госкорпорация пошла на попятную. Суть заявлений сводилась к тому, что они не могут гарантировать погашение всех долгов перевозчика. В разгар кризиса перевозок Владимир Путин обязал топливно-заправочные комплексы отпускать горючее под гарантии госкорпорации. Так или иначе, но с кредиторами, пассажирами и активами компаний, входящих в альянс, предстоит разбираться ей. И, похоже, решение найдено.

В "Ростехнологиях" и правительстве считают, что на базе альянса нужно создавать новую авиакомпанию. За это же выступил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, а позднее - и правительство Москвы. Основой нового союза станут маршрутные сети и воздушный парк авиакомпаний "Атлант-Союз", AirUnion, ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток Авиа". Контрольный пакет акций будет закреплен за "Ростехнологиями". Основными аэропортами базирования станут Внуково и красноярский Емельяново. Компания обеспечит все обязательства по перевозке пассажиров альянса AirUnion и "рассчитывает на адекватную поддержку со стороны государства", говорится в совместном трехстороннем заявлении. При этом стороны обеспечат проведение комплекса мероприятий, направленных на финансовое оздоровление авиакомпаний и поэтапную реструктуризацию их кредиторской задолженности.

Но расплачиваться по долгам AirUnion начнут не раньше, чем завершится слияние, на которое потребуется минимум полгода. Кстати, последнее крупное слияние в авиационной отрасли (ГТК "Россия" объединилась с Пулково) заняло 2,5 года. При этом, чтобы очистить компанию от долгов, государству в течение нескольких лет потребуется около 20 миллиардов рублей.

Существует и другой вопрос. Сможет ли компания генерировать прибыль? Ведь пока будут решаться административные проблемы, другим перевозчикам вполне под силу занять ее место на рынке. Так, "Аэрофлот" уже увеличил число своих регулярных рейсов в Красноярск и собирается там строить собственный терминал. S7 Airlines в минувшее воскресенье также открыл регулярные рейсы из Москвы в Норильск и Красноярск.

На рынке между тем поговаривают о начале более агрессивной политики чиновников в гражданской авиации. А именно о создании нескольких глобальных специализированных игроков. Например, "Аэрофлоту" отдадут международный рынок, S7 продолжит летать на внутренних маршрутах, UTair сохранится как крупнейшая вертолетная компания и перевозчик на малоразмерных самолетах, а "Трансаэро" будет специализироваться на чартерах. Так это или нет, но история с AirUnion для госкорпораций хороший урок - нельзя собирать активы, не понимая, что они собой представляют. Долги могут легко превысить доходы, а дотировать убыточные предприятия за счет прибыльных - слишком дорогая затея.

Между тем именно так получается в Объединенной авиастроительной корпорации, где за счет производства военной техники пытаются оживить гражданское авиастроение. В России сейчас около десяти подобных госструктур. Их задача - помочь бизнесу справиться с кризисом. Но оказалось, что "Ростехнологиям" не под силу самостоятельно вытащить AirUnion. Как теперь поведут себя другие госкорпорации? Смогут ли они противостоять проблемам тех, кого взяли под свое крыло?

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера