Архив   Авторы  
Эксперты должны выработать механизм более гармоничного распределения инвестиционных ресурсов, привлекаемых отечественной экономикой, по территории страны

Экономика с географией
Дело

"Бизнес самостоятельно решает, где ему размещать производство. Что, с одной стороны, правильно, а с другой ставит перед государством задачу координации работы инвесторов для гармоничного развития территорий", говорит президент ЦСР Михаил Дмитриев




 

В середине октября в северной столице состоится общероссийский форум, тема которого для современной экономической науки если не необычна, то, во всяком случае, не модна: "Стратегическое планирование в регионах и городах России". Проще говоря, эксперты будут обсуждать возможность более гармоничного распределения инвестиционных ресурсов, привлекаемых отечественной экономикой, по территории страны. Что это, давно забытое старое или новое, доселе неизвестное отечественным экономистам?

Об этом в интервью "Итогам" рассказывает один из организаторов форума, президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.

- Михаил Эгонович, помните, во времена СССР существовал такой раздел экономической науки - экономгеография. То, о чем вы собираетесь говорить в Питере, похоже на это давно забытое старое?

- Не совсем так. Экономическая география - это больше аналитический инструмент. Эта наука объясняла, как различные типы производств объединяются в территориальные кластеры и какие из них лучше всего сочетаются друг с другом в пространственном развитии. Как их размещение согласуется с развитием инфраструктуры, природными, климатическими и геологическими условиями, расстоянием от основных рынков и так далее. Ну, например, я сам еще с 9-го класса помню, что, например, нефтепереработка больше тяготеет к источникам потребления бензина. По той простой причине, что, когда ты перерабатываешь нефть, у тебя возникает сразу целый веер продуктов, каждый из которых надо транспортировать по отдельности. А это гораздо менее выгодно, чем гнать нефть по трубе.

Но это мы изучали еще в 70-е годы прошлого века. С тех пор экономика сильно изменилась. Появились ­совершен­но новые не только технологии, но и целые отрасли. Да и сама экономика стала рыночной. А значит, теперь нам требуются более совершенные и более глубокие методы территориального планирования. Причем они должны иметь не столько аналитическое, сколько практическое значение именно для инвесторов. И вот с этим у нас возникают большие проблемы. Хотя бы потому, что мы практически не имеем опыта реализации крупных масштабных проектов, которые требуют координации действий инвесторов различного типа - не только государства, но и частного бизнеса. 80 процентов капитальных вложений, которые осуществляются сейчас, - это инвестиции не из государственного бюджета. А частный бизнес самостоятельно решает, где ему размещать производство. Что, с одной стороны, правильно, а с другой - ставит перед государством задачу координации работы инвесторов для более гармоничного развития территорий.

- Не поздновато обсуждать такую тему? Судя по ситуации на финансовом рынке, впору говорить не о распределении капитальных вложений по регионам, а вообще о возможности осуществлять такие инвестиции.

- Тут я с вами не соглашусь. Более того, я считаю, что именно последние события в экономике и диктуют необходимость такой работы. До сих пор для роста экономики государству было достаточно соблюсти два условия: обеспечивать устойчивость бюджетной системы и проводить ответственную макроэкономическую политику. И по большому счету больше ничего России и не нужно было. Реформы могли быть или не быть, но это не оказывало особого влияния на темпы экономического роста. Но сейчас благодаря изменению ситуации на мировых финансовых рынках мы переходим к новой стадии развития. Высокие цены на нефть уже не будут служить главным драйвером нашего экономического роста. И нам потребуется проводить более осознанную политику, направленную именно на диверсификацию экономики и экспорта, хотим мы этого или нет. Но только путем модернизации существующих производств этого сделать не удастся. Нужно создание новых. Причем в тех секторах, где есть несомненные конкурентные преимущества. Недостаточно, чтобы инвестор создал просто новое предприятие, которое должно закупить новое оборудование, приобрести новые технологии и начать выпуск продукции. Россия - страна крупных производственных проектов. Большинство из них связаны с освоением ресурсных источников, которые могут далее обеспечить развитие других отраслей. И такие проекты требуют усилий не одного, а нескольких инвесторов. Это мы видим на примере проектов, которые сейчас государство софинансирует через Инвестиционный фонд в том же Нижнем Приангарье или в Татарстане. И без системы территориального планирования здесь не обойтись. Иначе получится то, что мы видим на примере той же Москвы, с ее гиперинвестированием.

- Чем вас не устраивает московский опыт?

- Москва была первым регионом в России, перешедшим к стадии инвестиционного роста. Но при этом производства, офисные здания, объекты инфраструктуры и тому подобное размещались достаточно хаотично. В результате вместо того, чтобы стать современной агломерацией постиндустриального типа, она стала просто такой кляксой на карте, не только неудобной для жизни, но и расползающейся вширь. Ей не хватает пространства, а оно само внутри города очень плохо структурировано. Обостряются не только транспортные, но и экологические проблемы. Нарастает давление на рынок труда. И все из‑за отсутствия того самого грамотного территориального планирования, которое существует в других странах. Хотим ли мы, чтобы по тому же пути пошли другие крупные российские города? Думаю, нет.

- Но ведь вся экономика, увы, и держится на нескольких подобного рода "кляксах".

- Если не считать ту часть российской территории, где сосредоточены крупные месторождения полезных ископаемых, то не менее 2/3 остального прироста ВВП генерируют несколько десятков крупных городов. И проблема практически каждого из них состоит в том, что город пространственно зажат в тех рамках, в которых он исторически сложился в советское время. То, что мы наблюдаем сейчас, - это коллапс практически всех попыток обеспечить планомерное, сбалансированное, гармоничное развитие городских агломераций. Многие мегаполисы испытывают острейший дефицит возможностей для пространственного расширения. Потому что на пути существуют огромные барьеры. Они связаны с тем, что государство не умеет взаимодействовать с частным сектором, а если взаимодействует, то совершенно не в тех плоскостях, в которых нужно, и не теми методами, которые способствуют притоку инвестиций.

- Власть пытается командовать бизнесом. Вы это имеете в виду?

- Да. Хотя такие методы все равно не работают. Но есть барьеры и внутри самой государственной иерархии. Стандартный конфликт - отсутствие взаимопонимания между региональной властью и администрациями крупных городов. Есть конфликты между субъектами Федерации. А ведь очень многие процессы инвестирования происходят на стыке разных регионов. Если посмотреть на фотографию страны, сделанную из космоса, вы увидите, что у нас большинство второстепенных дорог заканчивается на границах областей. И сколько уже было прецедентов, когда очень важные проекты не состоялись только потому, что два субъекта не могли договориться, в каком направлении пойдет автомобильная или железная дорога.

- Помните совещание, которое проводил тогда еще президент Владимир Путин в Мурманске по поводу перспектив развития морского торгового порта? На нем представители РЖД требовали от поставщиков гарантии объемов перевозок и только на этом условии соглашались строить железнодорожную ветку. Поразило, что такой, прямо скажем, мелкий вопрос должен решаться на уровне руководства страны.

- Верно - и это тоже недостаток нашего территориального планирования. А ведь у нас очень много таких проектов в разных регионах страны. И если каждый придется разруливать президенту, то ему некогда будет руководить страной. Очевидно, что нужны другие механизмы. Проблема в том, что масштабы такой координации не позволяют собраться всего один раз и обо всем договориться раз и навсегда. В такой огромной стране постоянно что-то меняется. Ну, например, планы муниципальных образований по развитию территорий будут меняться достаточно регулярно. Даже на их составление по всей территории России уйдет несколько лет. А от этих планов зависит, как будет развиваться транспортная инфраструктура, где будут селиться люди, где развиваться производства. И с появлением каждого такого нового плана необходимо корректировать планы частных инвесторов.

Знаете, как у нас в городах происходит зонирование? Планировщикам рисуют квадратики кварталов, на которых написано, что вот здесь у нас такая производственная зона, здесь такая. А потом выясняется, что для создания современного производства такого профиля нужны участки совсем другой конфигурации, с иными инфраструктурными подходами. Более того, наши планировщики часто вообще не знакомы даже с теми требованиями, которые предъявляет частный бизнес при создании многих типов современных производств. И этого не решить в рамках одних только совещаний. Даже если в них каждый раз будет участвовать президент или премьер.

- Значит, форум, который состоится в Санкт-Петербурге 2021 октября, станет своеобразной попыткой создать необходимую России систему стратегического территориального планирования?

- Можно сказать и так. Хотя мне кажется, что наша проблема глубже. Нам нужна не столько площадка, сколько целостная система непрерывного диалога, подкрепленная серьезной аналитической работой. Те усилия, которые предпринимает в этом направлении правительство, пока недостаточны. Стратегическое планирование, в его государственном понимании, в России является слишком забюрократизированным. Каждая стратегия, каждый генплан развития города или схема территориального планирования, которые сейчас готовятся, - это многие и многие коробки из-под ксерокса. Их не читают от начала до конца даже те, кто над ними работает. И свести их воедино, обеспечив тем самым координацию деятельности между органами власти регионов и федеральным центром, вряд ли возможно. Что уж говорить о координации с частным инвестором? Бизнесмен эти бумаги даже читать не будет. Ему некогда. Очевидно, что сама логика этого процесса зашла в тупик. Она слишком сфокусирована на принятии нормативных актов, которые называются стратегическими планами и которые пренебрегают процессами текущего взаимодействия инвесторов. А ведь последнее, между прочим, и является сутью стратегического планирования.

- У Центра стратегических разработок есть идеи на этот счет?

- Боюсь вас разочаровать, но пока я бы даже не назвал те соображения, которые у нас есть, идеями. Дело в том, что с этой проблемой мы столкнулись буквально в течение последних полутора-двух лет, когда стали накапливаться признаки перехода российской экономики от так называемого восстановительного к инвестиционному росту. Именно тогда инвесторы в один голос заговорили, что Россия слишком большая и они не в состоянии обеспечивать координацию своих масштабных проектов без наличия четкого государственного планирования в этой сфере. И тогда мы задумались над методологией такой работы.

Очевидно, проблему нам придется решать поэтапно. Одним из первых шагов могло бы стать создание единой базы данных об уже осуществляемых и потенциальных крупных и средних проектах. Инвестор, планируя свои капитальные вложения, должен как минимум знать, что делается на соседних территориях. На втором этапе нам предстоит оценить конкурентные преимущества каждого субъекта Федерации. Начнем с федеральных округов, а потом будем спускать эту работу все ниже и ниже. И государству, и бизнесу сегодня важно понять, какие виды экономической деятельности могут иметь успех, скажем, в Южном федеральном округе, а какие на Урале. Понятно же, что условия на Дальнем Востоке и на Северо-Западе абсолютно разные. Затем надо будет составить сбалансированные сценарии развития округов, учесть существующие инфраструктурные ограничения. И вся эта информация должна стать доступной для каждого инвестора и регулярно обновляться. А вот как будет складываться взаимодействие государства и бизнеса в ходе этой работы, я пока не знаю. Но работа предстоит интересная. И форум в Санкт-Петербурге даст ей старт.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера