Архив   Авторы  
В "Транснефти" утверждают, что российская трубопроводная сеть загружена сегодня полностью.

Неподнятая целина
Дело

Хватит ли у России нефти на всю китайскую экономику?

 

Уже в апреле, по словам вице-­премьера Игоря Сечина, будет подписано соглашение между Россией и Китаем о долгосрочных поставках в Поднебесную российской нефти. В этом случае "Роснефть" и "Транснефть" начнут строительство ветки трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) на Китай. И уже в декабре заработает первая очередь проекта - ВСТО-1, а в следующем году будет достроено и ответвление на Дацин (КНР). Как только этот план был озвучен, поднялась волна слухов и споров: хватит ли у России нефти для заполнения новой "супертрубы". В условиях экономического коллапса и обвала цен на черное золото дискуссии эти кажутся отнюдь не праздными. "Итоги" выслушали аргументы сторонников проекта ВСТО, их оппонентов и независимых экспертов. Выяснилось следующее: теоретически нефти в регионе хватит с избытком, но запасы на бумаге и разработка конкретных месторождений - это, как говорится, две большие разницы. Разворот "трубы" на Восток окажется делом очень трудоемким.

Стакан наполовину полон

Ситуация накалилась после того, как из Государственной думы в правительство поступило аж два запроса о целесообразности финансирования строительства ВСТО. Беспокойство народных избранников, как следует из текста документов, вызывает якобы имеющий место 20-процентный недогруз мощностей "Транснефти", который с вводом новой "трубы", по их мнению, "может достичь 32 процентов". Ответ правительства был сдержанным: идет подготовка энергетической стратегии, в которой будут даны ответы на все ­вопросы.

Аргументы авторов запроса "Итогам" озвучил депутат Сергей Левченко: "В России идет снижение добычи нефти, и возникает проблема с заполнением существующих мощностей, не говоря уже о новых".

Так хватит ли топлива для новой "трубы"? В правительстве уверены, что хватит. Глава Минэнерго Сергей Шматко заявил, что, несмотря на обусловленное кризисом снижение, уровень добычи к 2013 году возрастет до 511 миллионов тонн. Его коллега из Минприроды Юрий Трутнев озвучил цифру в 1,8 миллиарда тонн - таков потенциал месторождений, обнаруженных в зоне строительства ВСТО. По словам заместителя главы Минприроды Сергея Донского, за три последних года в Восточной Сибири было открыто 14 новых месторождений нефти и газа. Казалось бы, с ресурсной базой проблем нет. Более того, как сказал "Итогам" представитель компании "Транснефть" Игорь Демин, запасов нефти в районе строительства ВСТО "за сто лет не исчерпать". Правда, что касается реализации нынешнего этапа проекта - ВСТО-1, то он будет обеспечиваться за счет черного золота преимущественно из центрально- и западносибирских месторождений. Поскольку разработка восточносибирских по большей части пока только планируется.

По словам Демина, сегодня трубо­проводная система "Транснефти" загружена полностью, "нефтяные компании сражаются за доступ к "трубе". Но тогда почему Минприроды обещает применить санкции по отношению к компаниям, не соблюдающим объемы и графики проведения геологоразведочных работ? Причем санкции - вплоть до отзыва лицензии.

Про запас

Цифры действительно говорят о том, что новые запасы черного золота в России разведывают не слишком активно. Согласно правительственному плану 13 миллиардов рублей для проведения геологоразведочных работ ­выделены из бюджета, а вот ожидаемые 42 миллиарда от нефтяных компаний так в полном объеме и не поступили. Срыв обязательств привел к тому, что прирост запасов, извлекаемых в промышленных масштабах (категория С1), в прошлом году оказался в три раза меньше запланированного. Почему? По мнению директора департамента экономики и финансов Минприроды Григория Выгона, причина в отсутствии транспортной инфраструктуры, связывающей разведанные восточносибирские месторождения с ВСТО. Кроме того, нет и программы комплексного освоения Восточной Сибири, и появиться она может только осенью 2009 года. Между тем проект ВСТО идет полным ходом уже несколько лет.

Имеется еще одна проблема - отсутствуют нефтепроводы от месторождений до магистральной трубы ВСТО. Их строительство, по словам Игоря Демина, "целиком дело добывающих компаний". Неудивительно, что сейчас, в условиях низких цен на нефть, последние выжидают. Как, например, Иркутская нефтяная компания, которая в конце февраля отказалась от подключения своих месторождений к ВСТО-1, потому что тянуть 160 километров "трубы" от принадлежащего ей Даниловского месторождения до магистрали нерентабельно. По подсчетам экспертов, за это пришлось бы выложить два миллиарда рублей. А где их нынче взять? Пока восточносибирскую нефть приходится возить потребителям авто- и железнодорожным транспортом, а подчас и использовать сборно-разборные трубопроводы. На минувшей неделе объем нефти, закачанной в ВСТО, достиг миллиона тонн. Однако черное золото движется по готовому отрезку трубы в обратном направлении - с востока на запад.

По мнению авторов депутатских запросов, высок риск того, что без комплексного подхода к освоению ресурсов Восточной Сибири к моменту реализации второй очереди проекта доступной для наполнения ВСТО нефти не окажется. По словам депутата Левченко, если нефти в должном объеме не будет, придется "снимать" ее с других направлений. А значит, где-то обязательно возникнет дефицит.

Заграница в увеличении объемов разведки и добычи нефти в России не поможет.

Потребителей, понятно, не слишком интересует, откуда российские партнеры будут брать черное золото для выполнения контракта. Для подстраховки КНР даже потребовала предоставить несколько видов гарантий - от государственных до коммерческих.

Кстати, еще в 2006 году Владимир Путин высказывался категорически против того, чтобы давать под ВСТО госгарантии: мол, проект коммерческий и рентабельный. Ситуация на рынке и в мире с тех пор изменилась настолько, что без госгарантий, как считают эксперты, нефтяникам не видать кредитов для проведения тех же геологоразведочных работ, не говоря уже о строительстве трубопроводов и налаживании в целом инфраструктуры региона.

Но при всем при том критики проекта ВСТО вовсе не ратуют за отказ от строительства трубопровода. Хотя бы потому, что это нереально - проект идет своим ходом, первая очередь должна быть пущена в декабре, с годовой задержкой от первоначального плана. Не говоря уже о бюджете ВСТО-1 в размере 390 миллиардов рублей.

Как считает Левченко, для нормальной реализации проекта "нужно произвести перерасчет его стоимости, увеличить как минимум на четверть геологоразведку, принять закон о трубопроводах и включить этот вопрос в стратегию нацбезопасности". Плюс необходим государственный план реконструкции трубопроводов. Часть пожеланий уже учтена в разрабатываемой Минэнерго энергетической стратегии России на период до 2030 года. Согласно ей основными проектами будут строительство ВСТО, нефтепровода БТС-2, развитие экспортных терминалов в городах Приморск, Усть-Луга, Находка и системы соответствующих нефтепродуктопроводов.

Еще одна проблема - прозрачные правила доступа к трубопроводной системе. Закон о магистральных трубопроводах разрабатывается уже десять лет. В последний раз он всплыл в Госдуме во втором чтении и был отправлен на дальнейшую доработку в профильный комитет. По мнению депутата Сергея Левченко, по вполне понятным причинам: "Без этого закона легче управлять системой - в нем предусматривался свободный доступ к "трубе", оговаривается необходимость согласования с субъектами Федерации по вопросам отчуждения земель, налогам".

Впрочем, вопрос налогов сегодня заботит всех: по словам Игоря Демина, если в отношении месторождений Восточной Сибири будет грамотная налоговая политика, то развитие региона пойдет ускоренными темпами. И тогда планы "Транснефти" по окупаемости проекта в течение восьми лет вполне могут осуществиться. Ведь альтернативы ­ВСТО, по словам представителя компании, нет: "На Западе при строительстве БТС-2 мы учитываем возможность использования танкеров, но на Востоке иных вариантов нет". Разве что железная дорога, но она заведомо дороже. Стало быть, "труба" выгоднее. Была бы нефть. А это уже зависит исключительно от того, когда кончится мировой кризис и цена на черное золото позволит компенсировать затраты на то, чтобы поднять нашу нефтеносную целину.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера