Архив   Авторы  
Долгие годы Chrysler был одним из символов американского автомобилестроения

Пошел по статье
Дело

Банкротство Chrysler: кто усядется за руль мирового автопрома?


 

В последний день апреля президент США Барак Обама объявил о том, что третий по величине американский автопроизводитель Chrysler LCC подал иск о банкротстве по статье 11 соответствующего закона. Это должно помочь ему защититься от кредиторов, продолжить выпуск автомобилей и в кратчайшие сроки рес­труктуризировать компанию. Впрочем, уже сейчас очевидно, что банкротство Chrysler - лишь первый шаг на пути глобального передела собственности в автомобильном мире.

Мировой кризис ударил не только по американским автопроизводителям, проблемы возникли практически у всех концернов. В таких условиях стоимость неприбыльных активов снизилась буквально до нуля - отдельные марки и целые заводы сейчас отдаются даром, лишь бы избавиться от убыточного производства, необходимости инвестировать в реструктуризацию и платить по кредитам. Но в США ситуация самая сложная: местные автопроизводители, во-первых, оказались заложниками обязательств перед профсоюзами, а во-вторых, не смогли вовремя подготовиться к увеличению спроса на компактные и экономичные машины. Будучи вынуждены снижать цены, компании "большой тройки" (GM, Ford и Chrysler) порой жертвовали потребительскими качествами своих машин, что также способствовало падению спроса.

Первым с трудностями столкнулся Ford: еще в 2006 году компания получила рекордный убыток в размере 12,8 миллиарда долларов. Но эти убытки подтолкнули Ford к реформам: концерн первым начал реструктуризацию, успел выгодно продать марки Aston Martin, Jaguar и Land Rover и в итоге к глобальному кризису оказался подготовлен лучше других. Теперь именно Ford остается единственным американским автопроизводителем, который еще не воспользовался правительственной помощью.

Дела у двух других членов "большой тройки" идут куда хуже: с начала года и General Motors, и Chrysler существуют фактически за счет господдержки. У компаний было всего два пути - договориться с профсоюзами о сокращениях и с кредиторами об отсрочках или начать процедуру банкротства. Кредиторы Chrysler на уступки не пошли, и финал уже известен. Судьба GM станет ясна в конце мая, но шансы на то, что и этот автогигант прибегнет к процедуре банкротства, весьма велики.

В американском законодательстве прописано два наиболее типичных способа банкротства. Первый (предусмотрен статьей 7 закона) предполагает ликвидацию компании и распродажу ее имущества для погашения долгов. Второй содержится в той самой 11-й статье и предусматривает не ликвидацию бизнеса, а его реорганизацию. Такое послабление предоставляется корпорациям, от которых зависят благополучие большого числа рабочих и жизнеспособность смежных предприятий. И GM, и Chrysler, несомненно, к ним относятся. Что немаловажно, на время проведения судебного разбирательства автопроизводитель может продолжить свою операционную деятельность и сохранить обязательства как перед сотрудниками, так и перед клиентами. На между­народ­ных операциях Chrysler банкротство по 11-й статье напрямую также не отразится. Иными словами, машины марок Chrysler, Dodge и Jeep по-прежнему можно будет купить и починить как в Америке, так и в России.

Реорганизация Chrysler должна занять от 30 до 60 дней, надеются в компании. То, каким образом все будет происходить, зависит от решений судьи Артура Гонсалеса - за свою карьеру он провел много дел о банкротствах, в том числе дело энергетического гиганта Enron. Во время переходного периода Chrysler сможет продать некоторые свои активы и таким образом погасить часть задолженности. Оставшиеся заводы перейдут новой корпорации, которую пока называют New Chrysler. Ей же достанутся и оставшиеся долговые обязательства, но выплаты будут проводиться на новых условиях. Крупнейшим кредитором компании станет правительство США, которое выделит в помощь New Chrysler около десяти миллиардов долларов.

Для того чтобы получить от государства денежную помощь и защиту от кредиторов, руководству Chrysler надо было выполнить одно важное условие - найти партнера из числа мировых автопроизводителей. "Брак" с одним из таких партнеров - немецким Daimler - оказался для американской компании неудачным: с технической точки зрения между "Мерседесами" и "Крайслерами" оказалось не так много точек соприкосновения (немецкая техника была слишком дорога для массовых американских машин), и стили управления у автопроизводителей были очень разными. Новым партнером будет Fiat. По условиям соглашения итальянский концерн сразу получит 20 процентов акций Chrysler, не заплатив за это ни копейки. Взамен Fiat поделится с американцами технологиями - "Крайслеру" сейчас очень не хватает небольших, но качественных и экономичных машин, которыми итальянцы по праву могут гордиться. Еще 25 процентов акций останется у американского и канадского правительств и 55 процентов отойдет профсоюзам. Нынешний владелец Chrysler - фонд Cerberus Capital Management - не получит ничего, но зато избавится от головной боли.

Новейшая история концерна Fiat в чем-то похожа на историю Ford. Fiat тоже столкнулся с проблемами еще до финансового кризиса. Как объясняют сами итальянцы, причина была в том, что главные решения в компании принимали инженеры, разрабатывавшие машины. Они не особо советовались с менеджментом, который отвечал за качество и считал, что необходимо создавать более простые и надежные конструкции. Да и продавцов, предупреждавших о рыночной бесперспективности новинок, не слушали. Продажи "Фиатов" упали, и компании пришлось пойти на глобальную реструктуризацию. Но к началу финансового кризиса Fiat смог решить большинство своих проблем и сейчас чувствует себя лучше конкурентов. Во главе команды, спасшей тогда итальянского автопроизводителя, стоял действующий руководитель Fiat Серджио Марчионне. Теперь именно ему принадлежит решающая роль в создании альянса с Chrysler. Но останавливаться на этом Марчионне не намерен. Еще в конце прошлого года он предрек, что через несколько лет в мире останется лишь шесть производителей, выпускающих более 5,5 миллиона машин в год. Сейчас этому критерию отвечает пять компаний - Toyota, General Motors, Ford, Renault-Nissan и Volkswagen. Шестым может стать новый глобальный автоконцерн, который планирует создать Марчионне. Во-первых, в него войдет автомобильное отделение Fiat Group - марки Fiat, Alfa Romeo и Lancia (помимо них группа выпускает грузовики Iveco, строительную и сельхозтехнику CNH и люксовые автомобили Ferrari и Maserati). Во-вторых - американский Chrysler. А в-третьих - европейское подразделение General Motors, в которое входят Opel, Saab и английский Vauxhall. С технической и производственной точек зрения это будет союз, заключенный на небесах, уверен Марчионне. Спорить с ним сложно: автомобили Fiat Punto и Opel Corsa уже сейчас успешно собираются на одной платформе, под капотом Opel Astra и Saab 9‑5 можно увидеть итальянские турбодизели, а популярный в свое время Saab 9000 своим успехом отчасти обязан разработанному совместно с Fiat шасси. В случае объединения компаний возможностей для сотрудничества станет еще больше, а экономия при использовании одинаковых двигателей и платформ будет измеряться миллиардом евро в год.

Самое удивительное, что по плану Марчионне за объединение с Opel и Saab сам Fiat почти ничего не заплатит. В новом альянсе нынешние акционеры Fiat Group и концерн GM станут миноритарными акционерами. Остальные акционеры появятся в ходе публичного размещения акций новой компании в Европе. Это размещение позволит привлечь в альянс деньги. Кроме того, в модернизацию производства инвестирует сам Fiat, а также правительство Германии. Немецкие чиновники уже назвали предложение Марчионне "интересным" и обещали подумать. Правда, у Fiat в борьбе за Opel есть еще шесть конкурентов, наиболее серьезным из которых является австро-канадский производитель комплектующих Magna, выступающий в партнерстве… с российскими "Группой ГАЗ" и Сбербанком. Но специалисты уверены: шансов у них меньше, чем у Fiat. Дело даже не в том, что у самого "ГАЗа" положение не слишком завидное, - просто со стратегической точки зрения Fiat больше, чем кто-либо другой, способен обеспечить дальнейшее развитие и процветание не только Chrysler, но и Opel, Saab и Vauxhall. Если надежды главы итальянского автоконцерна сбудутся, то уже к концу мая в мире может появиться автогигант с ежегодным оборотом 80 миллиардов евро и объемом производства 6-7 миллионов машин в год. Это будут модели самых разных классов, начиная от малолитражек Opel и заканчивая гигантскими пикапами Dodge RAM. В результате потери европейского бизнеса General Motors больше не сможет претендовать на звание не только первого, но и второго, и даже третьего по величине автопроизводителя в мире. Лидером по числу выпускаемых машин станет Toyota, а за вторую строчку будут бороться альянс Fiat-Chrysler-Opel и Volkswagen. Кстати, переход Opel от GM к Fiat выведет концерн Ford в лидеры американского автопрома.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера