Архив   Авторы  

OPELляция
Дело

Запад не горит желанием допускать Россию к своим передовым технологиям



 

Стоп, машина?

Если бы сделка по покупке автоконцерна Opel российским Сбербанком и канадской компанией Magna проходила без сучка без задоринки, это, пожалуй, стало бы сенсацией. Ведь, во-первых, специфика мировой автоиндустрии заключается в том, что, как правило, владельцами ведущих брендов являются компании, квартирующие в развитых странах. А здесь один из крупнейших мировых автопроизводителей может перейти в собственность страны с развивающейся экономикой.

Во-вторых, пожалуй, еще ни одна сделка подобного масштаба, в которой пытались участвовать российские инвесторы, не завершалась удачно. Их вежливо выслушивали, вели переговоры, но, как правило, отказывали в последний момент. По обоим пунктам покупка Opel, если все пройдет штатно, может оказаться прорывной.

Впрочем, история повторяется: на минувшей неделе у российско-канадских покупателей немецкого концерна возникли вполне предвиденные трудности. Владелец актива - обанкротившаяся американская General Motors "подала на апелляцию", выдвинув дополнительные условия. Несмотря на объявленную цену вопроса, проблема по большей части является политической.

Мал золотник

Говорят, самые интересные анекдоты придумываются в самые непростые времена. Вот самый свежий. "А не купить ли мне "Опель"?" - обмолвился Герман Греф, обсуждая с замами вопрос оптимизации затрат на автопарк Сбербанка. На следующее утро, читая в прессе о покупке концерна Opel, глава банка понял, что высказываться надо конкретнее…

Информация о том, что российский госбанк вместе с канадской Magna претендует на контрольный пакет крупного германского автоконцерна, в начале лета стала главной в отечественных, да и в мировых СМИ. Не обошли ее вниманием и российские политики. Одни искренне радовались тому, что Сбербанк сумел все-таки обойти конкурентов в этой сделке, оставив позади итальянский Fiat, китайский Beijing Automotive Industry Holding Corporation (BAIC) и бельгийский инвестиционный фонд RHJ International. Другие выражали сомнение в необходимости такой покупки в условиях кризиса. Хотя стратегическая цель, как считают специалисты, лежит на поверхности. И заключается она в спасении не немецкого, а российского автопрома. Его синер­гия (в лице "ГАЗа" и, возможно, ­"АВТОВАЗа") с Opel могла бы стать панацеей.

Например, "Группа ГАЗ" уже официально подтвердила намерение отказаться от производства седанов Volga Siber, если на нижегородском заводе будет налажен выпуск автомобилей немецкой марки. Об этом объявил председатель правления компании Игорь Занозин. Причем речь идет не об "отверточной" сборке, а о полном производственном цикле на платформе, отвечающей самым передовым мировым стандартам. В сделке, в которой участвует Сбербанк, этот российский автопроизводитель является индустриальным партнером. Поступить таким же образом глава банка Герман Греф предлагал и входящему в госкорпорацию "Ростехнологии" "АВТОВАЗу". Но, похоже, несколько поторопил события.

На прошлой неделе стало известно, что вопрос о покупке германского автоконцерна до конца не решен и борьба за него может продолжиться. Пока покупателям не удается договориться с продавцом о самом главном - передаче прав на интеллектуальную собственность и технологии Opel. А ведь ради их получения, собственно, и затевалось все дело. Американцы выставили новые условия, согласно которым интеллектуальная собственность концерна оценивается в 7 миллиардов долларов, а не в 500 миллионов, как считалось ранее.

Впрочем, дело не только и не столько в деньгах. Заявленная цена на ноу-хау явно имеет запретительный характер и, судя по всему, является политически мотивированной. Политика же западных корпораций, да и властей развитых стран до сих пор заключалась в следующем: приветствуются любые инвестиции, за исключением тех, что дают развивающимся рынкам доступ к передовым технологиям. Покупайте гособ­лигации, яхты, угольные разрезы, на худой конец - мелкие и средние металлургические предприятия, но только не контрольные пакеты авиапроизводителей, компьютерных фирм, автоконцернов и иже с ними. К бизнесу это имеет весьма опосредованное отношение. Голая политика состоит в желании законсервировать отсталость стран-конкурентов в ключевых отраслях, а значит, и технологическое лидерство Запада на длительную перспективу.

По словам Германа Грефа, Сбербанк пока не принял окончательного решения, стоит ли соглашаться с новой ценой, заявленной GM. В любом случае, по его словам, условия сделки "должны устраивать не только банк, но и Российскую Федерацию" - основного акционера Сбербанка.

Вопрос политический

В мировом автопроме исторически сложилась ситуация, при которой все, на что готовы были идти мировые производители автомобилей, - это размещать в третьих странах сборочные производства. И именно поэтому, как считают аналитики, у российских участников сделки по покупке немецкого автоконцерна возникли проблемы.

"Мне сложно оценить, сколько реально стоят опелевские ноу-хау, но скорее всего больше, чем 500 миллионов долларов", - считает главный аналитик по машиностроению инвестиционной компании "Велес Капитал" Марина Иркли. В любом случае, как считает эксперт, покупать компанию без технологий Сбербанку не имеет никакого смысла. GM в свою очередь, как отмечает агентство Bloomberg, не заинтересован "в серьезном обновлении российской индустрии". В пользу этой версии говорит и тот факт, что General Motors пытается также обговорить возможность обратного выкупа продаваемых Сбербанку акций после того, как последний проведет финансовое оздоровление немецкого концерна.

В общем, России (Сбербанк, напомним, контролируется государством) предлагают выступить в роли антикризисного финансового донора, заработать на этом какую-то маржу и вернуть высокотехнологичное производство прежним хозяевам.

Давно не секрет, что в Европе и США не очень любят, когда их национальные компании пытаются купить россияне. Достаточно вспомнить, как в последний момент сорвалась сделка по покупке европейской металлургической компании Arcelor российской "Северсталью" или попытки правительств некоторых европейских стран блокировать сделки по приобретению газораспределительных сетей "Газпромом". Это уже вопрос не столько экономический, сколько политический. По всей видимости, его придется решать на более высоком уровне, чем в ходе переговоров между продавцом и покупателем. Наблюдатели не исключают, что вопрос покупки Opel может быть поднят в ходе визита в Москву президента США Барака Обамы.

Дело в том, что GM сегодня испытывает финансовые трудности и, чтобы остаться на плаву, вынужден просить помощи у правительств США и Канады. И тем самым тоже становится компанией государственной, а значит, государству и решать его судьбу.

1 июня этого года концерн инициировал процедуру собственного банкротства, подав в суд Нью-Йорка иск с требованием предоставить защиту от кредиторов в соответствии со статьей 11 кодекса США о банкротстве. И вот на прошлой неделе суд разрешил концерну GM одолжить у властей Америки и Канады 33,3 миллиарда долларов на реструктуризацию своего бизнеса. Как сообщает Automotive News, этот займ является самым крупным госкредитом, когда-либо одобренным американским судом по делам о банкротстве. При этом в начале июня компания уже получила доступ к 15 миллиардам долларов госфинансирования. Возможно, это обстоятельство и послужило причиной того, что продавец решил отыграть назад. Тем более что никаких юридически обязывающих документов по сделке он пока со Сбербанком не подписывал.

Не исключено, что американский концерн помимо всего прочего набивает цену своему активу. Уже появились сообщения о том, что продавец возобновил переговоры с другими потенциальными покупателями. В том числе с BAIC и RHJ. Впрочем, наблюдатели оценивают этот факт как не более чем попытку надавить на россиян. В любом случае в Сбербанке все еще надеются, что сумеют договориться о покупке Opel. Хотя и признают, что это будет нелегко.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера