Архив   Авторы  

Деньги в трубу
Дело

Киев стоит на пороге банкротства, и в силу финансовых обстоятельств "незалежная" уже не может служить надежным маршрутом транспортировки российских энергоносителей на Запад. Кому, России или Евросоюзу, придется заплатить за прекращение украинского "газавата"?

 

Способны ли Россия и Европа проконтролировать транзит газа через территорию Украины? На минувшей неделе на этот вопрос был получен отрицательный ответ. Никакие протоколы и международные эксперты не в состоянии изменить простую в общем-то ситуацию: Киев стоит на пороге банкротства, и в силу финансовых обстоятельств "незалежная" уже не может служить надежным маршрутом транспортировки российских энергоносителей на Запад. Можно сколько угодно призывать отделять "мух от котлет" - то есть транзит от поставок российского газа на саму Украину, - но на практике эти два вопроса сплавлены намертво. Дело теперь только за тем, кто именно произведет финансовую инъекцию для того, чтобы украинский газовый тромб наконец рассосался, - Европа, Россия или и та и другая? Ответ очевиден: пришла очередь ЕС помогать Киеву, который так стремится в Европу. Москва свой братский долг давно уже отдала, более десяти лет она по сути спонсировала украинскую "незалежность".

Предчувствие дефолта

Представьте ситуацию: в ­коммунальной квартире один из жильцов не платит за газ. Потому что с доходами у него полный швах. Газ неплательщику, ­понятное дело, отключили. Но беда в том, что именно через его комнату проходит газовая труба к соседям, которые платят исправно. Можно, конечно, потребовать от возмутителя спокойствия не перекрывать транзит и не использовать чужой газ для собственных нужд. Даже соответствующие соглашения с ним подписать. Но нужно понимать: труба-то в его квартире, а значит, он волен ее перекрывать или даже сдать на металлолом. Выходов тут два. Либо выселить с треском неплательщика из коммуналки (с целой страной сделать невозможно), либо пустить шапку по кругу и в складчину заплатить за бедолагу.

"У нас (России и ЕС. - "Итоги") выход один - консолидировать усилия и развести проблемы поставки для внутреннего пользования Украиной газа и транзита", - заявил вице-премьер Игорь Сечин. Однако в Киеве ничего разводить не собираются. Там требуют платы за транзит, причем вперед. Речь идет о заявке "Нафтогаза" на поставку Россией 1,5 миллиарда кубов так называемого технологического газа в течение января - марта. В Киеве говорят, что просят в долг, в "Газпроме" уверены, что за газ этот не заплатят. А он, между прочим, стоит где-то под миллиард долларов. Вот он - выкуп за прекращение "газавата". Вопрос в том, кто должен платить.

Экономически или юридически принудить Украину выполнять транзитное соглашение практически невозможно. Она может довольно долго блокировать транзит без особого ущерба для своих собственных потребителей. Конечно, слова премьера Украины Юлии Тимошенко о том, что собственных запасов стране хватит на год, - блеф. Годовые потребности республики оцениваются в среднем в 76 миллиардов кубов. При этом собственная добыча не превышает 20 миллиардов. Остальная часть - импорт. Таким образом, даже если учесть падение потребления, связанное с массовым закрытием металлургических и химических производств, а также объемы, находящиеся в подземных газовых хранилищах, можно сказать, что газовый шантаж Киев гипотетически сможет осуществлять еще на протяжении трех-четырех месяцев.

По расчетам Юлии Владимировны, этого времени должно хватить для того, чтобы Евросоюз, который вряд ли согласится мерзнуть дальше, оплачивал не только свой газ и его транзит, но и поставки энергоносителей для самой Украины. В виде кредитов правительству и "Нафтогазу". А компания сегодня в них нуждается как никогда. Украинский монополист не способен оплачивать поставки даже по прошлогодней цене.

"Мы никогда не были так ­близко к банкротству НАК "Нафтогаз Украины", - заявил Виктор Ющенко еще в марте прошлого года. Президент Украины по образованию бухгалтер, а значит, в финансовой механике кое-что понимает. Украинский газовый концерн уже просрочил платежи и для частичной расплаты с "Газпромом" взял кредит у правительства.

Попытка перевести этот кредит в твердую валюту едва не обрушила украинскую гривну. В декабре прошлого года выход на рынок "Нафтогаза Украины", обменивавшего выделенные государством гривны в размере, эквивалентном более 1,5 миллиарда долларов, создал такое давление на курс украинской валюты, что она заметно подешевела. Международные резервы Украины, напомним, не превышают 32 миллиардов долларов. А внешняя задолженность государства, компаний и банков - более 100 миллиардов. Причем треть этой суммы Киев должен вернуть иностранным кредиторам уже в первом квартале этого года. То есть теоретически ему придется потратить все резервы. А чем в условиях катастрофического спада в экономике платить за российский газ?

Совершенно очевидно, что без срочной международной финансовой помощи Украину ожидает сокрушительный дефолт. Требовать же от потенциального банкрота обеспечивать бесперебойные поставки газа в Европу - занятие пустое. Киеву, похоже, уже все равно, что станется с его международным имиджем. Вопрос транзита и цены на газ для Украины является сегодня проблемой ее состоятельности как суверенного государства. И именно в этом разгадка, почему руководство "Нафтогаза" неожиданно прекратило переговоры о поставках, не согласившись с вполне приемлемой ценой в 250 долларов за 1000 кубов. Понятно и почему "Нафтогаз" просит газ "взаймы" для обеспечения транзита - у него нет ни денег, ни лишнего (то есть не зарезервированного для украинских потребителей) газа.

Дело техники

Проблема в том, что сама по себе газо-транспортная система (ГТС) построена так, что выбить из рук украинской стороны козырь под названием технологический газ практически невозможно. Пресловутая транзитная труба в Европу - это не один, а целая паутина магистральных газопроводов. Только для обеспечения экспортных поставок из России через Украину протянуто пять ниток, пропускная способность которых превышает 500 миллионов кубов голубого топлива в сутки. При этом вся система усеяна компрессорными и газораспределительными станциями - иначе невозможно поддерживать рабочее давление в трубе. Компрессорные станции расположены на расстоянии примерно 120 километров друг от друга, они наращивают давление. Газораспределительные, наоборот, снижают. Основной транзитный путь газа из России проходит через Высоконские Дворы - населенный пункт в Курской области. Здесь расположен последний перед госграницей компрессор, а в нескольких километрах от него, в городе Суджа - последняя перед границей газоизмерительная станция. Именно отсюда пришла информация о том, что газ границу Украины так и не пересек. Давление в районе Суджи составляло 70 атмосфер и было рабочим. А вот в соседних украинских Сумах показания манометров были близки к нулю. Украина просто-напросто не запустила свои компрессоры.

Последовавшее за этим заявление председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Олега Дубины о том, что компания "не могла принять заявку ОАО "Газпром" на транзит 76,6 миллиона кубометров газа", можно назвать явкой с повинной. По словам Дубины, если бы "Нафтогаз" пропустил российский газ, то ему пришлось бы оставить без топлива Одесскую, Донецкую и Луганскую области Украины. Обеспечение этих регионов осуществляется сегодня в реверсивном режиме, а не в аверсном, как было до Нового года. Вместо того чтобы "гнать" газ в Европу, украинские газопроводы переориентированы на внутреннее потребление, откачивая голубое топливо из подземных хранилищ.

Как говорят специалисты, изменение регламента работы системы требует нескольких суток. А значит, к газовой блокаде Европы Украина готовилась заранее, хотя Тимошенко и утверждает, что технически все было осуществлено буквально за несколько часов. В декабре "Газпром" получил письмо из диспетчерского управления ГТС Украины. Транзитеры уведомляли, что начиная с 1 января украинская газотранспортная система будет работать в автономном режиме. "Они действовали по плану. Как только новый год наступил, вся система была переориентирована на внутреннее потребление", - считает зампред правления "Газпрома" Александр Медведев.

По-видимому, этот план включал в себя и "несанкционированный отбор" части российского газа, шедшего в Европу, который произошел в первые дни нового года. Осуществить его - дело техники. Компрессорная установка - устройство нехитрое. Ее основу составляет турбореактивный двигатель, производимый на предприятии "Пермские моторы". Это ПС-90, который и создает в трубе необходимое для передачи газа давление. Единственное его отличие от аналогов, предназначенных для гражданских самолетов, - установлен он вертикально и работает не на авиакеросине, а на газе. Том самом техническом, которого нет сегодня у Украины для обеспечения транзита. В газовой войне компрессор стал главным оружием Киева. Ибо на нем как раз и замыкается круг: Владимир Путин со словами "труба закрыта" обращается к главе Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу, тот - к Виктору Ющенко, последний же просит Брюссель надавить на Москву, чтобы она предоставила Киеву технологический газ для транзита.

Остается надеяться, что на этот раз российская позиция окажется последовательно жесткой. За удовольствие иметь дело с таким партнером, как Украина, надо платить. И сегодня настало время платить Европе. В конце концов Брюссель и Киев связаны Энергетической хартией, гарантирующей бесперебойность поставок. Москва к этому документу, как известно, не присоединилась.

Цена "газавата"

Президент Дмитрий Медведев в разговоре с Виктором Ющенко уже предложил рассмотреть различные способы выхода из ситуации. Одним из них мог бы стать синдицированный кредит, ­который позволил бы "Нафтогазу" полностью погасить свою задолженность перед "Газ­промом". На сегодняшний день она превышает 600 миллионов долларов. А премьер Владимир Путин в интервью немецкому телеканалу ARD предложил Евросоюзу принять участие в таком кредитовании Украины. В странах ЕС, наиболее сильно пострадавших от газовой блокады, уже открыто говорят о том, что Киеву просто надо дать денег. Глава российского правительства предложил европейцам создать консорциум потребителей газа, который мог бы приобрести у "Газпрома" необходимый объем технологического газа и направить его на Украину для обеспечения транзита . Но проблема в том, что острее всего газовый вопрос встал перед "евросоюзниками", скажем так, не самыми богатыми. Согласятся ли раскошелиться не пострадавшие в конфликте европейские старожилы - большой вопрос. Но надо, видимо, быть готовыми и к альтернативным сценариям. Нельзя исключать и такого варианта, что Москва в конце концов предложит взять на себя основное бремя кредитора под залог объектов собственности на территории Украины (быть может, связанных с ГТС) или под гарантии европартнеров. А созданная совместно с ЕС система мониторинга может обрести юридическое лицо, развившись в интернациональную структуру по контролю за транзитом. Только вот позиция Киева остается все равно непредсказуемой. При этом очевидно: в одиночку тащить на себе украинскую экономику Россия более не намерена. Время подарков закончилось.

Последствия

Все в суд

По состоянию на середину прошлой недели убытки "Газпрома" от прекращения транзита газа в Европу составили, по словам заместителя председателя правительства Игоря Сечина, 1,2 миллиарда долларов. Эти деньги, как считает президент России Дмитрий Медведев, должны быть взысканы с компании "Нафтогаз Украины" в безусловном порядке. Чтобы получить компенсацию, "Газпрому" придется обращаться в Арбитражный суд в Стокгольме. Именно он был выбран сторонами в качестве института урегулирования возможных споров при подписании контракта на транзит газа через территорию Украины. Контракт этот, напомним, действует до 2013 года. Правда, Киевский хозяйственный суд уже признал дополнительные соглашения к нему, устанавливающие цену за транзит газа, недействительными, так что судебные баталии обещают быть острыми.

Ответчиком в судах может стать и сам "Газпром", если проблема поставок голубого топлива в Европу не будет решена в самое ближайшее время. Еврокомиссия уже пообещала призвать европейские компании и страны - члены ЕС обратиться в суд с исками против "Газпрома" и "Нафтогаза Украины". А греческая компания DEPA, не дожидаясь таких призывов, уже объявила, что подает в суд на российского газового монополиста.

Тем не менее эксперты сомневаются, что таких исков будет много. Как пояснил "Итогам" партнер компании Baker & McKenzie Макс Гутброд, после разблокирования транзита поставщик газа и его покупатели будут искать приемлемые формы компенсации взаимного ущерба путем переговоров. "С точки зрения коммерческих отношений этих двух структур, судиться им в этой ситуации невыгодно. Судебные издержки могут оказаться выше сумм взыскиваемого ущерба", - считает специалист одной из ведущих в мире юридических компаний. При этом он обращает внимание на то, что случаи, подобные нынешнему, случались и раньше. Но судебных исков не было.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера