Архив   Авторы  

Задолжавший субъект
Дело

Почему поссорились Юрий Михайлович и Алексей Леонидович

 

Гоголевские Иван Иванович и Иван Никифорович поссорились, как известно, из-за ружья, которое (уже по Чехову), будучи на сцене, рано или поздно должно выстрелить. Вот и в дискуссии, вспыхнувшей между мэром Москвы и министром финансов, ружье (в данном случае - дефицит регионального бюджета) выстрелило точно в соответствии с классикой жанра. Собственно, на месте мэра Москвы мог оказаться любой из действующих губернаторов. Ведь дело не в личном отношении Алексея Кудрина к московским властям. И не в экспрессии Юрия Лужкова. Проблема в практике межбюджетных отношений, которая не оставляет российским регионам иного выбора, кроме как влезать во все новые долги. И без серьезного пересмотра этой системы ожидать реального выхода России из кризиса не стоит.

Дорогая моя столица

На прошлой неделе Минфин согласился выделить правительству Москвы кредит в размере 16,5 миллиарда рублей. Сам этот факт можно назвать знаковым. Ведь столица оставалась донором федерального бюджета даже в 90-е годы, когда экономический кризис был куда как глубже. И уж тем более ни разу не получала взаймы у федерального центра. Да и сегодня Москва могла бы обойтись без кредитов Минфина, если бы не одно обстоятельство.

Так уж повелось, что источники финансирования регионов меняются каждый год. То, к примеру, увеличат причитающиеся регионам акцизы на те или иные товары, то сократят. Последствий от этого возникает по крайней мере три. Во-первых, это делает непредсказуемым сам бюджетный процесс на местах. Во-вторых, увеличивает долговое бремя регионов и снижает их кредитоспособность. Наконец, в-третьих, не позволяет регионам более эффективно расходовать имеющиеся у них средства.

Для человека непосвященного предмет ссоры между Юрием Лужковым и Алексеем Кудриным может показаться несущественным. Ну, подумаешь, изменил Минфин порядок перечисления регионам доходов, получаемых от акцизов на бензин. Теперь он предлагает считать их, исходя не из количества зарегистрированных в регионе автомобилей, а из протяженности дорог на одного жителя. Но проблема в том, что для мегаполиса это вопрос крайне чувствительный: при такой арифметике Москва теряет 24 миллиарда рублей. Вот и пришлось мэрии призывать в свидетели "ежа бритого", которому должно быть понятно, что "Москва с ее пробками потеряет больше всех". А Алексею Леонидовичу - соглашаться на льготный (четверть ставки рефинансирования) кредит столичному правительству.

Правда, проблему дефицита региональных бюджетов федеральная помощь кардинально все равно не решает. По оценкам рейтингового агентства Standard & Poor's, например, в той же столичной казне в будущем году образуется дырка в 150-200 миллиардов рублей. И Москва в своей беде не одинока.

Значительное сокращение расходов ожидает бюджет Волгоградской, Ростовской, Челябинской и Свердловской областей, Республики Коми, других регионов. По мнению экспертов, средний размер дефицита региональных бюджетов будет довольно внушительным и составит 20 процентов. В Московской области власти вынуждены идти не только на сокращение финансирования, но и на секвестр количества бюджетополучателей. В первую очередь, персонала школ. Снизить расходы на образование собираются и в некоторых регионах Северного Кавказа и Поволжья.

Пока такое сокращение подается региональными властями как "оптимизация". Но учитывая, что и до кризиса российские образовательные учреждения, мягко говоря, не жировали, то, как говорят эксперты, такое затягивание поясов может привести к весьма нехорошим последствиям.

Пятьдесят на пятьдесят

Как же наши регионы дошли до жизни такой, что даже считавшиеся ранее донорами субъекты теперь вынуждены со скандалом выбивать субсидии, льготные кредиты, дополнительные трансферты и тому подобное?

Первое, о чем говорят эксперты, - это долги региональных бюджетов. Недавно Минфин опубликовал данные о размерах кредиторской задолженности субъектов Федерации. Картина впечатляющая.

Общий региональный долг, оформленный в виде облигаций, банковских кредитов, госгарантий и кредитов из федерального бюджета, по состоянию на 1 октября составил более 778 миллиардов 198 миллионов рублей. На 1 декабря года минувшего эти долги превышали 533 миллиарда 664 миллиона рублей. Другими словами, за прошедшие десять месяцев глубина долговой ямы увеличилась почти на половину. В абсолютных цифрах рекордсменами по задолженности являются Москва и Московская область. По данным Минфина, столица задолжала кредиторам более 233 миллиардов рублей, а область - почти 153 миллиарда. Следующей вслед за ней идет Республика Татарстан, уступая по размерам своих обязательств в четыре раза.

Конечно, было бы ошибкой считать, что в стране только столица и ее окрестности живут не по средствам. Как раз наоборот. По московским меркам, при доходах, превышающих триллион рублей, долг не так уж и велик. В более удаленных от центра регионах ситуация куда хуже. Насколько хуже, можно судить хотя бы по тому факту, что в России есть регионы, которые вообще не предоставляют в Минфин информацию о своих заимствованиях. Таковых три - Ненецкий автономный округ, Ингушетия и Кабардино-Балкария. У первого из них, правда, проблемы с обслуживанием долга вряд ли возникнут. А вот у двух других? Дело в том, что финансовое ведомство ввело предельные нормы долговой нагрузки (долг субъекта, например, не должен превышать его годовой доход), за нарушение которых региональным властям грозят санкции. Не исключено, что именно по этой причине регионы и не раскрывают своих секретов.

Международные рейтинговые агентства уже пересмотрели кредитные рейтинги той же Москвы и Московской области в сторону понижения. Например, Moody´s снизил рейтинг Московской области с B1 до B3 еще в декабре прошлого года. Долгосрочные же рейтинги Москвы агентство Fitch понизило с BBB+ до BBB в феврале.

Соответственно, возросла и стоимость новых заимствований. По словам аналитика агентства Standard & Poor's Феликса Эйгеля, "последнее размещение облигаций Москва осуществляла под 12,5 процента годовых". Подчеркнем, это Москва, имеющая самый высокий рейтинг среди всех регионов.

Правда, Алексей Кудрин пока угрозы региональных дефолтов не видит. "Мы контролируем долговую нагрузку всех субъектов РФ", - говорит министр. И добавляет, что по итогам 8 месяцев 2009 года более 20 субъектов имеют рост доходов по сравнению с 2008 годом. Но субъектов Федерации в России восемь десятков. Что будет с остальными?

"Кредитное качество муниципальных и субфедеральных облигаций оценить значительно сложнее, чем корпоративных. Во-первых, не существует каких-то унифицированных методик и единого мнения о том, какие критерии в первую очередь должны учитываться. Во-вторых, не всегда бюджетные эмитенты раскрывают подробно структуру долга, поскольку законодательством это не предусмотрено", - говорит специалист по облигациям ИА "Финмаркет" Максим Зайцев. В результате вероятность того, что регионы сумеют в нынешних условиях самостоятельно расплатиться с долгами, оценивается по той же формуле, что и вероятность встать утром с правой или с левой ноги: пятьдесят на пятьдесят. Впрочем, Максим Зайцев тоже считает, что региональных дефолтов Минфин не допустит.

Между тем накапливать задолженность регионы заставляют именно существующие правила игры. "Есть принципиальное различие между бюджетной системой России и системами развитых стран, - пояснил "Итогам" председатель комитета государственных заимствований Москвы (Москомзайма) Сергей Пахомов. - У нас очень низка доля гибких доходов в бюджетах регионов". То есть таких, ставки по которым региональные власти могут менять в зависимости от экономической ситуации. Более того, если в странах Европы и США субъекты федераций имеют возможность самостоятельно устанавливать дополнительные налоги, то в России регионы этого права лишены.

Основных источников пополнения региональной казны всего два - часть налога на прибыль и налог на доходы физлиц. С первым кризис практически покончил - прибыли у предприятий нет. Население же, уплачивающее в региональные бюджеты 13 процентов своих доходов, не может обеспечить все финансовые потребности субъектов Федерации. Когда же еще и каждый год меняется система распределения косвенных налогов - скандала не избежать.

Для решения этой проблемы региональные власти предлагают Минфину начать перераспределение налогов в их пользу. То есть перейти к политике бюджетной децентрализации. В частности, речь идет не только о зачислении в региональные бюджеты всех 100 процентов акцизов на бензин, а не 60, как в этом году, но и о перераспределении доходов от НДС, транспортного налога и других. Некоторые из этих предложений уже учтены в проекте федерального бюджета на будущий год. Однако к более радикальным мерам по реформе межбюджетных отношений правительство готово перейти не раньше 2012 года. Платить же по своим обязательствам регионам приходится уже сейчас. И выбор тут небольшой: либо затягивать пояса, либо влезать в новые долги. Впрочем, скорее и то, и другое.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Популярное в рубрике
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера